Події

Если на масленицу в дом приходил незнакомый человек, его полагалось усадить за стол и вдоволь накормить

0:00 — 5 березня 2005 eye 412

С понедельника начинается Сырная неделя, последние семь дней перед Великим постом, когда еще разрешается есть блины, вареники и пирожки с рыбными и молочными начинками

Масленица в этом году заставила себя ждать: блинная неделя тесно связана с Великим постом и Пасхой, которая в нынешнем сезоне поздняя. До светлого праздника Воскресения Христова мясо есть уже не полагалось, вот православный народ и наедался на семь недель вперед варениками, блинами и пирогами с рыбными, грибными и молочными начинками. Кроме того, Масленица, как никакой другой праздник, связана с языческими обычаями наших предков: с одной стороны, она символизирует проводы зимы и холода, с другой — встречу весны, света, тепла и радости.

На Масляной неделе подсмеивались над холостяками и искали достойную пару дочерям и сыновьям

С Масленицей в Украине связаны давние традиции. В каждой области они свои, но у всех есть одна общая особенность: провожать зиму надо убедительно весело, чтобы весна удалась. Украинская Масленица имеет много названий (Масниця, Масляна, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальницi, Чорна недiля, Гижкове пущення, Крива недiля), и все они связаны с обычаями и обрядами, главной направленностью которых была семейно-брачная тематика. На Масленицу величали молодоженов, вступивших в брак в течение прошлого года, и журили тех, кто не нашел себе пару.

Традиционным для восточных областей был обряд «целовник» или «целовальник», когда подгулявшие деревенские парни ехали целовать молодых замужних женщин, первый раз встречавших Масленицу хозяйками дома. Молодушка подносила каждому гостю ковш пива, а тот, выпив, трижды целовал ее.

А на Полесье молодые супруги должны были принять участие в веселой забаве под названием «столбы». Соль этого обычая заключается в том, что новобрачные, нарядившись в костюмы, в которых венчались, выстраивались рядами по обе стороны сельской улицы, дабы всенародно продемонстрировать, как они друг друга любят. По первому требованию прохожих молодожены должны были целоваться. Тех, кто в течение часа выдержал такое испытание, усаживали в сани и катали по селу, всячески ублажая и расхваливая. Столь пристальное внимание к молодоженам и оказываемый им почет не случайны: считалось, что именно их жаркая любовь пробудит природу от зимней спячки.

А еще на Сырной неделе подтрунивали над холостяками и искали достойную пару дочерям и сыновьям. Так, на востоке Украины, чтобы помочь своим невестам скорее выйти замуж, парубки затевали «выборонивание девчат» — под окнами незамужних девушек молодые люди с величальными песнями таскали борону. По ровной дорожке и к венцу легче идти.

Приглядеть невесту парубки могли и на девичнике. Во вторник или среду девчата собирались на посиделки (вечорницi, досвiтки), чтобы вместе с подружками вышивать сорочки для суженых (прясть и ткать вечерами на Масленицу категорически запрещалось, так как это могло обидеть души умерших предков, незримо присутствовавших на земле). Для посиделок арендовали хату у бедной вдовы или бездетной пары. Платили не деньгами, а хлебом, мукой, пшеном и постным маслом.

Парубки всегда стремились попасть на девичник. Для этого молодые люди вносили свою лепту за наем жилья (рубили дрова и носили воду) и приносили девушкам угощение — сладости и орехи. Юноши рассказывали им сельские новости (кто решил жениться, кто купил или продал дом, кто поссорился, а у кого родились дети), а потом начинали подшучивать над девчатами и всячески мешать им работать. Если на посиделки хотел прийти хлопец из другого села или улицы, он должен был выставить местным парням магарыч, иначе…

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (разумеется, если зятья приходились ей по душе). Отсюда и пошло выражение «ходить к теще на блины». Приглашение тещи считалось великой честью! Обычно в этот день «для удовольствия любимого зятька» собиралась на гулянье вся родня. А в пятницу зять должен был торжественно привезти тещу к себе домой и попотчевать горилкой, чтобы доброй была и «щоб горло не пересихало». Пренебрежительное отношение зятя к этой традиции могло посеять вечную вражду между ним и тещей. Званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же приносил муку и кадушку с коровьим маслом.

Также на Масляной неделе ходили друг к другу в гости недавно породнившиеся семьи: о «графике посещения» было принято договариваться в понедельник.

Чем больше женщина выпьет в четверг, тем плодовитее в хозяйстве будет домашний скот

Но главное, чем занимались наши предки в последние семь дней перед Великим постом, — это обжорством. Они вволю наедались молочными и рыбными блюдами, отдавая предпочтение вареникам, облитым зажаренным на постном масле луком или сметаной. Вареники полагалось есть каждый день: «Вареники доведуть, що й хлiба не дадуть!» Кстати, поедание блинов и вареников в неограниченных количествах — это единственная традиция, строго соблюдаемая в народе и поныне.

Что касается блинов, их также пекли каждый день, начиная с последнего скоромного воскресенья, когда старшие в семье женщины выходили к озеру, колодцу или на реку, чтобы призвать на помощь в замешивании теста месяц. Обычай назывался «подуть на опару» и относится он к поминальным обрядам. Так, тесто замешивали на талой воде (снег считался воплощением душ умерших, он использовался для приготовления блинов, также на нем гадали), приговаривая: «Мiсяць, ти мiсяць, золотi рiжки! Заглянь у вiконце, дмухни на опару!» Первые блины отдавали нищим на помин усопших, чтобы души умерших родственников тоже полакомились перед Великим постом.

Кстати, фольклористы относят к поминальным обрядам не только выпекание блинов, но и сжигание чучела, а также приготовление рыбы, которая из-за своей немоты, считалась одной из ипостасей душ умерших. Вместе с блинами печеную рыбу обязательно несли в церковь на поминальную службу и на кладбище.

Помянув усопших, следующие блины уже замешивали на молоке и после выпекания обильно начиняли разными вкусностями (мелко нарезанной соленой рыбкой, икоркой, творогом, смешанным с сухофруктами, маком, орехами и изюмом или с чесноком и сушеной зеленью). А еще наши предки считали большим грехом прогнать гостей, пожаловавших в дом на Масленицу. Любого, даже незнакомого человека, полагалось усадить за стол и вдоволь накормить.

Поскольку Великий пост связан с воздержанием не только в еде, но и в распитии крепких напитков, на Масленицу изрядно угощались самогоном и казенной водкой. Выйти на люди пьяной в эти дни могла даже женщина, и никто бы ее не осудил. Вот молодицы и пользовались случаем, чтобы безнаказанно пропустить чарочку. Так, еще в понедельник они собирались в шинке. Одна из молодух приносила небольшое полено (колодку), другая — кусок холста, в который деревяшку «пеленали». Это означало, что колодка «родилась». Во вторник поздравляли друг друга с «крестинами» колодки, в среду колодка «женилась», в четверг — «умирала», в пятницу полено «хоронили», а в субботу «оплакивали»…

Пока колодку «не предали земле», захмелевшие молодицы обходили с ней дворы, чтобы успеть «оковать» незамужних девчат и холостых парубков. Освободиться от колодки можно было, только за выкуп — водку и закуску.

Кстати, существовало поверье: чем больше женщина выпьет в масленичный четверг (еще этот день называли Власием и Волосием), тем здоровее и плодовитее в хозяйстве будет домашний скот. Так что молодицы веселились и гуляли на законных основаниях, выпивали и катались на санях. Ведь другой обычай утверждал, что чем дальше на санках съедешь с горы, тем выше (длиннее) вырастет лен.

В воскресенье перед началом Великого поста нужно просить у людей прощения за обиды, нанесенные в течение всего года, и прощать всех, кто обратился к тебе с покаянием. Полагалось сказать: «Бог простит, как я прощаю». Ходили даже на кладбище — повиниться перед усопшими родственниками.

Существовал еще один обычай: в Прощеное воскресенье вечером, перед сном, нужно было прополоскать рот горилкой, чтобы черт не вынул остатки скоромного вместе с зубами. Начинался Великий пост, люди с сожалением приговаривали: «Масляна, Масляна, яка ти мала, якби ж тебе сiм недiль, а посту одна… »

Автор выражает благодарность сотрудникам Института фольклора АН Украины за предоставленные материалы, использованные при подготовке статьи.

«ЧЕРНАЯ ИКРА»

Вам понадобится: филе одной сельди, 1 крупное яблоко, очищенное от семечек и кожуры, 5-8 грецких орехов, 2 яйца, сваренных вкрутую, 1 ст. ложка майонеза, специи по вкусу.

Все ингредиенты пропускают через мясорубку, после чего добавляют специи и майонез. Кстати, «икра» довольно вкусная и без майонеза, тогда в смесь добавляют немного растительного масла.

ПРЯЖЕНЦЫ

Кроме блинов и вареников, на Масленицу было принято готовить пряженцы — жареные картофельные пирожки с разной начинкой: грибной, капустной, рыбной и творожной. Рецепт изготовления пряженцев несложен. Два килограмма картофеля отваривают и разминают в пюре. Добавляют два яйца, пять столовых ложек пшеничной муки и соль. Пюре слегка охлаждают. Поскольку картофельное тесто липкое, руки нужно почаще присыпать мукой. Остывшее тесто делят на несколько небольших частей-заготовок, из которых затем формируют лепешки величиной с ладонь. В середину каждой картофельной лепешки кладут любую из вышеуказанных начинок и защипывают края так, чтобы пряженец стал похожим на вареник. Пирожки обжариваются в кипящем подсолнечном (или оливковом) масле.