Політика

«удар был страшный, все это напоминало взрыв», — сказал глава комиссии народного руха украины по расследованию обстоятельств гибели вячеслава чорновола николай степаненко

0:00 — 16 березня 2005 eye 297

Пока пострадавший выяснял, что произошло с машиной, из салона авто неизвестные похитили материалы по делу Чорновола

Как сообщила пресс-служба НРУ, 11 марта Николай Степаненко, возвращаясь вечером домой на собственной машине «Рено», почувствовал взрыв в днище автомобиля, от чего машину начало буквально бросать из стороны в сторону. После того как активисту Народного руха удалось остановить автомобиль и свернуть на обочину, за ним остановилась еще одна машина, водитель которой предложил поставить знак безопасности. В то время, когда Николай Степаненко устанавливал на дороге знак, из его машины исчез портфель, в котором находились материалы по расследованию гибели Вячеслава Чорновола.

По словам Николая Степаненко, на техстанции выяснилось, что в «Рено» кто-то открутил амортизатор, и автомобиль чуть ли не слетел с трассы. «Сначала я подумал, что это последствие халатности слесарей. Но удар был страшный, все это напоминало взрыв. Оказывается, кто-то открутил два болта от кардана, и кардан во время поездки сорвался, разрубив пол и чуть не отрубив мне ноги», — рассказал после происшествия член НРУ. Николай Степаненко считает, что тот, кто организовал поломку, устроил это 9-10 марта. Впрочем, позже в интервью УНИАН глава руховской следственной комиссии сообщил, что есть несколько копий материалов дела и главные материалы уцелели. «Пусть им (похитителям) останутся на память эти материалы», — заявил Николай Степаненко, отметив, что это уже не первая попытка его запугать. Действия злоумышленников председатель комиссии связывает с тем, что руховцы начали активно затрагивать вопрос о необходимости расследования гибели Вячеслава Чорновола, и кто-то пытается таким образом предупредить о нежелательности подобных действий.

Напомним, что гибель лидера Народного руха Вячеслава Чорновола остается одной из самых резонансных и загадочных. Автокатастрофа, в которой погиб Вячеслав Максимович, произошла на трассе Борисполь-Золотоноша в ночь на 25 марта 1999 года приблизительно в 23. 30. По странному стечению обстоятельств, которые до сих пор заставляют многих усомниться в случайности произошедшей трагедии, водитель груженного зерном КамАЗа с прицепом начал разворачивать грузовик на дороге именно в тот момент, когда там проезжал автомобиль Чорновола. Шедшая на большой скорости «Тойота» лидера НРУ влетела прямо в сцепку КамАЗа с прицепом, стоявшего поперек дороги. Удар оказался сильнейшим, а смерть Вячеслава Чорновола и его водителя, помощника-консультанта Евгения Павлова, была мгновенной. Пресс-секретарь лидера НРУ Дмитрий Понамарчук, спавший на заднем сиденьи, выжил, но перенес тяжелую операцию. Милиция, проведя расследование трагедии, квалифицировала ее как дорожно-транспортное происшествие. Однако соратники Вячеслава Максимовича уверены, что грузовик на ночной трассе появился не случайно. Официальное расследование прекращалось несколько раз. Вскоре после гибели Чорновола тогдашний министр МВД Юрий Кравченко заявил об обычном ДТП и отсутствии у следствия других версий. Потом дело, возбужденное против водителя КамАЗа Владимира Кудели, было прекращено. Осенью 1999 года он попал под амнистию. Все, кто официально был признан потерпевшими в деле о гибели Чорновола (Тарас Чорновил, Атена Пашко и Дмитрий Понамарчук), узнали об этом лишь зимой 2000 года из прессы. Как рассказал в одном из интервью «ФАКТАМ» народный депутат Тарас Чорновил, «никто нас даже не поставил в известность, что дело закрыто и суда не будет. Вероятно, из-за чьих-то опасений, что во время судебных слушаний могут прозвучать очень неудобные вопросы».

Действительно, события, последовавшие после автокатастрофы (заявления ряда политиков о существовании видеокассеты, где некий сотрудник спецслужб якобы рассказывает о планировании аварии, скоропостижные смерти некоторых фигурантов дела и т. д. ), только усилили подозрения. В ноябре 2003 года Николай Степаненко заявил о наличии у комиссии свидетельств спланированного характера смерти бывшего главы НРУ. В частности, представитель Руха сообщил, что к организации автокатастрофы причастны высокопоставленные руководители МВД.

Член Народного руха Андрей Ницой, который первым попал внутрь автомобиля и с ужасом убедился, что Вячеслав Чорновил мертв, еще в 2001 году рассказывал «ФАКТАМ», что он вместе с бывшим старшим офицером МВД и руховским активистом Николаем Степаненко проводили расследование и пришли к выводу о неслучайности произошедшего. В частности, по его словам, грузовик мог закончить разворот в течение нескольких секунд, что дало бы возможность «Тойоте» спокойно проехать по своей полосе. Но КамАЗ движение прекратил, перегородив ночную дорогу. Не понятно до сих пор и то, почему грузовик ночью собирался ехать через всю столицу.