Так вчера на прямой линии «ФАКТОВ» Анатолий Гриценко прокомментировал инцидент, произошедший в среду утром: военный корабль Черноморского флота России, перевозивший подразделение морских пехотинцев с Северного Кавказа в Севастополь, неожиданно изменил курс и высадил военных на крымском мысе Опук
Начальник пресс-службы командования Военно-морских сил Украины Николай Недогибченко сообщил «ФАКТАМ», что, информируя о вхождении в украинские территориальные воды, россияне не предоставили информации о пассажирах и грузе на борту. На расположенный на мысе Опук военный полигон якобы для проведения военных учений высадилось подразделение дислоцирующегося в Темрюке (Россия) 382-го отдельного батальона морской пехоты (ОБМП) в количестве 142 человек и 28 единиц боевой техники. Этот полигон арендован у Украины Черноморским флотом РФ. Но, согласно межправительственным договорам, на крымских полигонах, арендованных Россией, не предусмотрены занятия по боевой подготовке частей, которые не базируются на территории Украины.
По информации «ФАКТОВ», сразу после высадки десанта состоялся телефонный разговор между главнокомандующим Военно-морскими силами Украины вице-адмиралом Игорем Князем и командующим Черноморским флотом РФ вице-адмиралом Александром Татариновым. Подразделение российской морской пехоты было срочно свернуто и погрузилось вместе с техникой на корабль. В 23. 00 «Николай Фильченков» покинул пределы Украины и взял курс на Новороссийск.
Командование Черноморского флота России расценило инцидент с «Николаем Фильченковым» как «технический сбой». По сообщению пресс-службы ЧФ, десантный корабль, который постоянно базируется в Севастополе, по согласованию с компетентными органами Украины следовал по маршруту Новороссийск — полигон Опук — Феодосия — Севастополь для участия в плановых учениях ЧФ. Сроки проведения учения морских пехотинцев были заблаговременно согласованы с украинской стороной. После прибытия десантного корабля в район полигона под Феодосией выяснилось, что пограничная служба Украины не располагает соответствующей информацией. Приняв во внимание озабоченность украинской стороны в связи с проявившейся технической недоработкой, командование ЧФ РФ незамедлительно приняло решение об отправке «десантника» с морскими пехотинцами в Новороссийск. Командование Черноморского флота выразило уверенность, что данный технический сбой не повлияет на «дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества между российскими и украинскими моряками».
24 марта в Министерство иностранных дел Украины был приглашен временный поверенный в делах Российской Федерации в Украине Евгений Пантелеев. Ему вручили ноту МИД, в которой украинская сторона потребовала объяснений по поводу инцидента с российским десантным кораблем. В ночном выпуске телевизионных новостей «5-го канала» министр иностранных дел Борис Тарасюк высказал мнение, что «российские власти либо не контролируют ситуацию, либо хотят увидеть реакцию Украины на такой вопиющий факт нарушения суверенитета Украины».
Комментируя инцидент с российскими военными, глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов отметил, что пребывание Черноморского флота Российской Федерации на украинской территории противоречит национальным интересам, является «дискомфортом для государства» и «не содействует укреплению безопасности государства». «В таких вопросах, как территориальная целостность и суверенитет, позиция должна быть достаточно жесткой и адекватной. Я думаю, что жесткая, достаточно конкретная позиция украинского руководства заставит все-таки выполнять обязательства, предусмотренные договором о размещении на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации», — заявил А. Турчинов.
Глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков считает, что Украина достойно отреагировала на инцидент с высадкой десанта ЧФ на украинскую территорию. «Откровенно говоря, я не понимаю, зачем это было устраивать Что это? Глупость или безответственность? Так нельзя», — заметил народный депутат.
- На мой взгляд, главное, чего не хватает в украинско-российских отношениях, так это климата доверия, откровенности, — сказал вчера во время прямой линии в «ФАКТАХ» министр обороны Анатолий Гриценко. — К сожалению, тот факт, который имел место, не способствует возникновению доверия в отношениях. Если бы россияне сказали, что есть подразделение морской пехоты, есть боевая техника, которая будет использована для проведения учений, сразу был бы поставлен вопрос о законности этих учений, и инцидент был бы исчерпан. Сейчас я могу только гадать, что это — незнание законов или проверка на прочность? Хочется думать, что случайность.