Події

Импортные машины с мощными моторами заметно подешевеют, а поднявшиеся в цене на 27 процентов легковушки, собираемые в украине, могут вытеснить с рынка российские автомобили

0:00 — 1 квітня 2005 eye 231

Автопроизводители, которых лишили льгот, требуют у правительства по меньшей мере исключить автотранспорт из списка товаров для свободной (безпошлинной) торговли с Россией. Иначе сборка ВАЗов в Украине станет нерентабельной

Несмотря на протесты украинских автопромышленников, парламент таки принял предложения правительства об отмене льгот отечественной автоиндустрии. Мало того что автозаводы заставили платить налоги в полном объеме — вдобавок ввозной пошлиной в размере пять процентов правительство обложило машинокомплекты, из которых у нас собирают ВАЗы, «Опели», «Шкоды», «Дэу» и другие марки автомобилей. При этом «чистые» импортеры, занятые исключительно доставкой и продажей зарубежных машин, от нововведений только выиграли. Ведь поначалу (в первом варианте изменений к бюджету), чтобы хоть как-то компенсировать потери украинского автопрома, планировалось поднять ввозную пошлину с 15% до 35%, однако автопродавцам удалось пролоббировать снижение ставки до 20%. Вдобавок правительство в десять раз уменьшило акцизный сбор с автомобилей: если раньше импортерам при поставке машины в Украину приходилось в качестве акциза платить 5-7% от ее стоимости, сейчас эта цифра составляет всего 0,5-0,7%. Короче говоря, импортеры немного проиграли от повышения ввозной пошлины, но с лихвой вернули себе все потерянное на акцизе…

Наибольшую выгоду от нового закона получит российский автопром

Повод для радости у импортеров действительно есть. Если цены на автомобили, производимые, к примеру, на ЗАЗе, по предположениям экспертов, поднимутся на 27%, то часть импортных машин вообще подешевеет (если, конечно, поставщики захотят снижать цену, а не просто положат увеличившуюся прибыль в карман). По словам руководства ассоциации импортеров, после введениях новых правил налогообложения цена малолитражек из-за границы возрастет на 1,4-2%, машин с моторами объемом около двух литров — на 0,8-1%. А уже на автомобили представительского класса цена снизится на 3-4%. Больше всех выиграют дорогие джипы и лимузины с двигателями свыше трех литров. Ведь пошлина на них и раньше составляла 20%. Теперь же они фактически освобождены от уплаты акциза (правда, покупатели дорогущих автомобилей редко приобретали их, уплачивая все налоги).

Однако наибольшую выгоду от нового закона получают россияне. По соглашению о свободной торговле между Украиной и Российской Федерацией автомобили нашего северного соседа при пересечении границы не обязаны платить ввозную пошлину, ограничиваясь акцизом и НДС. Если раньше даже последних двух налогов хватало, чтобы российский «жигуль» был дороже собранного в Украине на 23%, то теперь, когда отечественные автомобили подорожают на четверть, ВАЗы из России скорее всего вытеснят с рынка украинские. Теоретически они даже могут подешеветь на 300-400 евро за счет уменьшения все того же акциза (разумеется, в реальной жизни никто цен не снизит, ведь конкурентов у россиян не будет — «Таврии» и «Славуты» заметно подорожают, вплотную приблизившись по ценам к ВАЗовской «классике»). Короче говоря, после окончательного утверждения предложений правительства сборка машин у нас потеряет всякий смысл. Ничего хорошего в этом нет. Небогатым автомобилистам, которых у нас большинство, придется платить за российский «жигуль» на четверть больше, чем они раньше отдавали за украинские. При этом поступления в бюджет, по мнению производителей, снизятся более чем на полтора миллиарда гривен. Вся прибыль уйдет в Россию. Кстати, по неофициальным данным, на складах нашего северного соседа скопилось около шестидесяти тысяч нераспроданной ВАЗовской «классики», готовой хлынуть в Украину. Единственная возможность сдержать российскую экспансию, по мнению автопромышленников, вывести автотранспорт из соглашения о свободной торговле между Россией и Украиной. Производители уверяют, что, если это произойдет, доходы бюджета от продажи машин не только не снизятся, а вырастут почти на миллиард.

«Сенсы», «Ланосы» и «Шевроле» уже подорожали на 10 процентов, но эта цена продержится всего пару недель

Кстати, автоимпортеры — давние конкуренты производителей — с этим мнением согласны. Они всегда выступали за равные правила бизнеса для всех. Сейчас же, лишая в нарушение всех законов свою промышленность всяких поблажек, мы оставляем их для россиян. Что касается простого автомобилиста, то он не проиграет лишь в том случае, если украинским автозаводам вернут прежние льготы. Производители обещали сделать это через суд. Однако пока, по неофициальной информации, они не спешат выдвигать иски правительству. На разбирательство может уйти довольно много времени, за которое промышленность придет в упадок. Поэтому переговоры продолжаются, но к чему они приведут — предположить трудно. Пока же в автосалонах народ сметает отечественные автомобили. По некоторым данным, количество продаж в салонах, продающих машины Запорожского завода, за последние дни подскочило в два раза.

А вчера утром ЗАЗ был вынужден поднять цены на некоторые свои модели. «Таврии» и «Славуты» подорожали на 20%, «Шевроле Авео» и «Лачетти», «Ланосы», «Сенсы», «Опель», «Мерседес» — на 10%, девятая и девяностодевятая модель ВАЗа — на 5,5-7,3%. Единственным автомобилем, которому пока удалось сохранить цену, оказался «Опель Астра Классик» (во многих салонах «Астр Классик» уже нет в наличии). Это связано с тем, что несколько недель назад немцы снизили закупочные цены на машинокомплекты для этой модели. В пресс-службе корпорации «УкрАвто» нам объяснили, что это лишь первый этап подорожания. Через неделю-две цены подскочат еще выше. Однако даже в этом случае производство «Таврии» останется для ЗАЗа убыточным, ведь 30% комплектующих для этого автомобиля получают из-за рубежа. Теперь за импортные запчасти для «Таврии» придется платить пошлину. По информации представителей Запорожского завода, предприятие до последнего боролось за сохранение прежних цен, но изменения в бюджет, инициированные правительством, не оставили ЗАЗу шансов. Никаких мифических суперприбылей, за счет которых можно было бы компенсировать утрату предприятием льгот, у запорожцев не было.

Продавцы подержанных машин начали моментально переписывать свои объявления

Правда, некоторые производители менять ценники пока не собираются: например, «Шкода», которая собирается в Закарпатье, заявляет, что в ближайший месяц ничего менять не будет. Что касается «Жигулей», то они подпрыгнули в цене еще в минувшие выходные. Подорожание происходило на глазах тысяч людей, приехавших в прошлую субботу на авторынок. В десять утра продавцы новых автомобилей закрыли свои машины, а через какое-то время на бумажках, прикрепленных к лобовым стеклам, появились новые цифры — на две с половиной тысячи гривен выше прежних. Продавцы подержанных машин моментально начали переписывать свои объявления: каждый добавил к стоимости машины 100-200 долларов — в зависимости от года выпуска автомобиля. Ничего не подозревающих автомобилистов, которых «рост цен» застал на подъезде к рынку, перехватывали у рынка ушлые перекупщики. Правда, подорожание «Жигулей» еще никак не связано с принятием парламентом решения отменить льготы автоиндустрии. Еще в начале года АвтоВАЗ поднял стоимость машинокомплектов — и вот теперь подорожание докатилось до наших автомобилистов.

Цены на площадках авторынка, где продаются бэушные иномарки, пока остались прежними. Многие торговцы еще толком не знают, какие изменения принял парламент. Но поднятие ввозной пошлины энтузиазма не вызывает. Правда, продавцов больше волнуют не какие-то законодательные изменения, а блокада контрабанды на границе.

- У моих друзей на границе автовоз с машинами на 800 тысяч гривен хлопнули, — с горькой улыбкой признался продавец довольно дорогого «Мерседеса».  — Сначала вроде договорились, им пообещали, что пропустят, а в итоге поймали. Сейчас таможенники за свои места трясутся.

Другой знакомый перегонщик жаловался, что «застряли» его автомобили, которые растаможивались «через Кафку» — частного предпринимателя, имевшего серьезные льготы и не платившего многие налоги по ввозу машин.

Торговцы сходятся во мнениях, что если в ближайшие два-три месяца не заработают новые схемы по «левой» растаможке, то малолитражные бэушные автомобили из новых завозов подорожают на 2-3 тысячи долларов, машины с мощными движками — на 5-6 тысяч. Пока же автомобили никто не гоняет — все ждут, что будет.

Однако продавцы в любом случае не видят трагедии в будущем подорожании…

- В прошлом году цены серьезно подскочили — ну и что? — риторически рассуждают они.  — Месяца два народ привыкал, а потом снова начал покупать. Сейчас произойдет то же самое. Без машины ведь не обойдешься — все равно нужно покупать…