Только после 7 апреля крестьяне начинали весенне-полевые работы, предварительно освятив в церкви зерно для посева
Ежегодно 7 апреля православный мир отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — день, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит Спасителя мира — Иисуса Христа.
Народный календарь связывает этот праздник со многими запретами, обрядами и приметами. Например, наши предки считали, что, если Благовещение выпадает на субботу или воскресенье, год будет счастливым, а если на пятницу — неудачным.
На Благовещение нельзя работать: «В цей день і пташка гнізда не в'є. Зозуля тому й несе яйця в чуже гніздо, що колись вила кубло на Благовіщення». С птицами связан еще один старинный обычай. Утром, пока в церкви идет праздничная служба, полагалось выпускать на волю лесных птиц — это считалось богоугодным делом. Некоторые зажиточные крестьяне и мещане специально к этому дню покупали на ярмарках скворцов, щеглов и соловьев
В начале апреля в Украину возвращаются аисты, что было для наших предков свидетельством прихода весны. С незапамятных времен в селах очень трепетно относились к этим птицам. Например, на Слобожанщине верят в старинную примету: кто первым увидит прилет аистов, все лето скорым на ноги будет. А на Киевщине по этим птицам гадали на семью: если первый раз увидишь пару аистов, встретишь в нынешнем году свою половинку, а заметишь птиц на гнезде — жди прибавления в семействе.
Жители Черниговщины на Благовещение величали домашних кур. Чтобы несушки не убегали со двора, хозяйка три раза обносила каждую вокруг печи, а затем — вокруг дома и курятника: «до хати в'язала». А чтобы птицы не неслись где попало, женщина весь день тщательно собирала в хате и во дворе мусор, который складывала в специальный горшок (чем больше в нем сора, тем больше будет яиц). После заката солнца горшок с мусором закапывали в дальнем углу курятника — «на поклад».
До Благовещения нельзя было начинать весенне-полевые работы, даже если погода позволяла. Старинная присказка гласит: «От Введения (4 декабря) до Благовещения работать на земле — грех. Поля должны отдохнуть и силы набраться». А после, когда Бог землю благословит и согреет, можно начинать сеять.
В церкви в этот день святили просфоры. Православные верят, что благовещенская просфора, как и сретенская вода, обладает целительными свойствами. Ее хранили за образами как дорогое лекарственное средство и оберег. Так, по всей Украине был распространен обряд защиты пашни от всякого лиха. На западе хозяин, прежде чем провести первую борозду, брал кусочек просфоры, растирал ее в порошок, смешивал с землей и закапывал по четырем углам нивы — «щоб вона родила i щоб дощова хмара ниви не минала». А на востоке и севере просфору закапывали в землю, «щоб град посiву не побив».
В праздник Благовещения первый раз выгоняли на поле скот. С этим также было связано много обрядов. В некоторых полесских селах и по сей день, прежде чем вывести на пастбище коров, овец и коз, совершают специальные защитные от ведьмы ритуалы. К примеру, в воротах усадьбы, в дверях хаты и хлева раскладывают пучки первой травы с сушеной крапивой и лебедой. Раньше для усиления магического эффекта букеты еще и к знахарям носили, чтобы те пошептали над оберегами.
А еще в этот день Бог благословляет и растения. Первыми расцветают подснежники, первоцветы и сон-трава, именуемые в народе рястом. Галичане верили, что 7 апреля травы имеют чудодейственную силу: «Як знайдеш у цей день ряст, то зірви, кинь під ноги, топчи і примовляй: «Топчу, топчу ряст, дай Боже діждати і на той рік топтати!» На подснежниках гадали. «Якщо знайдеш пролісок на Благовіщення, — говорили старые люди, — зірви і поклади його за пазуху. На Великдень, як заспівають «Христос воскрес!», вийми і поклади під образами на щастя». Рано утром девушки умывались водой, в которую бросали пролесок — «на красу».
Благовещенские торжества продолжались и на следующий день — Собор архангела Гавриила. В народе праздник еще называли Благовестником. По давним верованиям, в этот день гром и молния просыпались от зимнего сна. Именно тогда разрешалось засевать ниву. Подготовка начиналась с похода в церковь: хлеборобы носили зерно на освящение. Придя домой после службы, хозяин смешивал освященное зерно с посевным. Сеять полагалось натощак, «щоб хліб уродив», и обязательно с молитвой, «щоб чиста нива була». Хозяин набирал полную пригоршню зерна, бросал его «навхрест» и приговаривал: «Уроди, Боже, добре зерно на мiй хрест! Уроди, Боже, з сiвка три мiшка, мiрочку — поповi, коробочку — дяковi, а ковшик — пiвниковi. За те йому, що вiн пiсеньку співає, хазяїна врожаєм розвеселяє!» Ругаться на поле категорически запрещалось, так как за бранью следом черти ходят и бурьян сеют. Когда работу заканчивали, хозяин проговаривал: «Нивко, нивко, верни мою силу». Дома хлеборобов встречали сытным, но постным ужином. Детей, помогавших сеятелям, угощали коржиками с маком и медом, а также одаривали новыми сорочками и сапожками.
Кроме того, 7 апреля наши предки делали метеорологические прогнозы. Например, если на Благовещение тепло, то следует ожидать морозной осени. Какая погода 7 апреля, такая и на Пасху. Если на Благовещение сухо, то и лето жарким и засушливым будет. Если же идет дождь — жди холодного и сырого лета. Снег в этот день предвещает неурожай и голод.