Лауреат акции «гордість країни» в номинации «детское мужество» 12-летняя марина ходий: «после того как меня избавили от горба, даже дышать стало легче. Кажется, что внутри все расправилось… »

0:00 — 8 квітня 2005 eye 1234

У девочки, родившейся без ручек и вынужденной все делать ногами, позвоночник искривился настолько, что ей понадобилась сложная операция, которую сделали в столичной больнице «Охматдет»

В больничной палате Марина помогает маме собирать вещи и прежде всего складывает свои книги, альбом с фотографиями, видеокассеты с мультфильмами. За четыре месяца, проведенных в клинике, «пожитков» набралось немало. Правда, руководство «Охматдета» предоставило специальный автомобиль, чтобы семейство смогло доехать до вокзала. Ведь Марине врачи разрешают ходить лишь понемногу, так что к поезду ее должны доставить на носилках. И все же девочка не скрывает радости:

- Наконец едем домой! Самое страшное позади… Жаль только, что перед операцией меня постригли «под ноль». Теперь волосы будут долго отрастать. А ведь раньше они у меня были такие длинные!

- Из-за того, что Марина все делает ногами, нагрузка на ее позвоночник была очень велика и начал расти горб, — говорит мама девочки Наталья Владимировна.  — Постепенно шея втянулась в плечи, исчезла талия, туловище казалось непропорционально маленьким. Год назад врачи осмотрели Марину и сказали, что сколиоз в такой сложной форме можно исправить только с помощью операции. Мы очень переживали, сможет ли дочка после этого по-прежнему все делать ногами. Медиков это тоже волновало. Было решено провести операцию в три этапа. После первого почти два месяца Марина была «закована» в металлическую конструкцию, которая выравнивала скрюченное тело. До сих пор удивляюсь, как дочка все это выдержала. Ей приходилось лежать на специально вырезанных поролоновых подушках. Марина не могла повернуть голову, плохо спала, ей было трудно глотать… Зато теперь дочка стала стройнее, хирурги фактически избавили ее от горба.

- Мне даже дышать стало легче, — добавляет Марина.  — Кажется, внутри все расправилось. К тому же я «подросла».

Марина целых два месяца бездельничала: смотрела телевизор да слушала, как мама читает ей книги. Но как только врачи разрешили девочке вновь все делать ногами, она сразу же начала рисовать и вырезать наряды для бумажной куклы, посылать друзьям SMS-ки, набирая текст на миниатюрной клавиатуре мобилки.

Марина пишет левой ногой, и каллиграфический почерк девочки учителя ставят в пример многим школьникам

- Я так соскучилась по брату, сестричке, по одноклассникам и школе, — перед выпиской из больницы повторяла девочка.  — Пока лечилась, почти весь учебный год пропустила!

Марина старается не прогуливать уроки. Несмотря на то что у девочки нет рук, она ходит в обычную школу. И учится на «отлично». Каллиграфический почерк Марины (девочка пишет левой ногой!) учителя постоянно ставят в пример многим школьникам, в том числе и младшему брату девочки.

- Максим пишет как курица лапой, — смеется Марина.  — Мама, подай, пожалуйста, пакет с одежками для бумажной куклы.

Большим и вторым пальцами ноги девочка аккуратно выбирает из вороха пестрых бумажных одежек платья и костюмы, которые ей больше всего нравятся.

- Я сделала несколько таких нарядов, как у няни Вики из моего любимого сериала, — объясняет Марина.  — Но большинство придумала сама. Вот будет подарок сестричке Оле!

Думаю, наши модельеры, увидев «коллекцию» юной крымчанки, были бы не прочь позаимствовать некоторые идеи.

… Марина с мамой приехали в Киев в конце ноября прошлого года. Уже через неделю девочке максимально выпрямили позвоночник. А чтобы зафиксировать его в таком положении, пациентку «заковали» в сложную титановую конструкцию, закрепленную в бедренных костях и на голове. Теперь об этой системе будут напоминать два почти незаметных следа на лбу девочки.

- Искривление позвоночника у Марины развилось из-за врожденной предрасположенности к этому и повышенной нагрузки: девочке приходится, сгорбившись, все делать ногами, — объясняет главный детский ортопед-травматолог Министерства здравоохранения Украины, член Международной ассоциации вертебральных хирургов ISMISS/SICOT и Объединения граждан малоинвазивной и инструментальной хирургии позвоночника (Украина), доктор медицинских наук Анатолий Левицкий.  — Сколиоз уже достиг четвертой стадии. Угол искривления превышал 140 градусов, поэтому оперировать было просто необходимо. Зная историю необычной девочки, врачи Украинской детской специализированной больницы «Охматдет» и харьковского Института патологии позвоночника и суставов им. М. Ситенко АМН Украины взялись помочь Марине бесплатно. Обычно все расходы на лечение сколиоза ложатся на плечи родителей, а это около девяти тысяч гривен! Детей, страдающих этой болезнью, в нашей стране очень много. Надеюсь, вскоре примут государственную программу по закупке конструкций для выпрямления позвоночника.

- Когда мы собирались в Киев, я понимала, что будет тяжело, но, честно говоря, к таким испытаниям не была готова, — продолжает Наталья Владимировна.  — Дочку привезли из реанимации после первого этапа операции, а я даже не знала, как к ней подступиться, настолько напугала меня система, выравнивающая позвоночник. Хорошо, что анестезиолог Сергей Водяницкий объяснил, как поднимать Марину, как ухаживать за кожей в местах крепления конструкции, чтобы не осталось грубых рубцов. Он каждый день заходил к нам в палату, отвечал на вопросы. Сначала я была непонятливой и растерянной, но благодаря заботе врачей вскоре всему научилась.

Проведывая Марину в «Охматдете», мы частенько видели следы слез на ее милом лице. Но ни разу не застали девочку плачущей. Как бы ни устала Марина от длительного лечения и боли, гостям она всегда улыбалась. Выдержке юной крымчанки можно только позавидовать.

Накануне Нового года, который девочке пришлось отмечать в киевской больнице, к ней приехали папа и младший брат. Они привезли с собой видеокассету. Марина и Наталья Владимировна смотрели ее ежедневно. Трехлетняя Оля, которую супруги Ходий удочерили чуть больше года назад, сказала в камеру, что очень скучает по маме и сестричке, слушает бабушку, и за это папа купил девочке новую куклу.

- Оля щебечет, как птичка, не умолкая ни на минуту, — рассказывает глава семейства Евгений Васильевич.  — А когда мы взяли ее из детдома, почти не говорила. Большую часть времени малышка проводит у бабушки, где ее балуют сверх меры. Знаете, теперь трудно даже представить, что мы могли жить без этой крохи.

- В Киеве у нас не было ни родных, ни знакомых, — говорит Наталья Владимировна.  — Но благодаря публикациям в «ФАКТАХ» появились настоящие друзья! Когда перед вторым этапом операции врачи сказали, что понадобятся доноры для переливания крови, я растерялась, не зная, к кому обратиться. Но, к счастью, сотрудники столичного управления ГАИ сдали кровь и помогли Марине. Они также купили подставку для телевизора, чтобы дочке было удобнее его смотреть, принесли в подарок видеокассеты с мультфильмами.

У больных сколиозом страдают все органы, особенно сердце и легкие

- Во время второго этапа операции (его выполнил старший научный сотрудник харьковского Института патологии позвоночника и суставов, кандидат медицинских наук Андрей Мезинцев) у Марины удалили хрящи сросшихся позвонков, чтобы они не мешали дальнейшему вытягиванию, — рассказывает Анатолий Левицкий.  — И лишь потом закрепили позвоночник металлической конструкцией. Лечить сколиоз, особенно тяжелые его формы, можно только поэтапно. При резком выпрямлении позвоночника существует большой риск повреждения спинного мозга, из-за чего наступает паралич. Поэтому мы используем металлические системы «МОСТ», которые выпускает харьковское предприятие «ВОСТОК-Н». Кстати, они ничуть не хуже импортных и намного дешевле.

У больных сколиозом страдают все органы, особенно сердце и легкие. Так было и у Марины. На одном ее легком обнаружили спайки, оно было зажато искривленным позвоночником. Теперь легкое работает нормально, вот почему Марина говорила, что ей легче дышится. Третий этап операции длился дольше предыдущих — шесть часов.

- Закрепив на позвоночнике систему, мы оставили подвижными три сегмента поясничного отдела, чтобы Марина могла работать ногами, — говорит Анатолий Левицкий.  — У Марины искривление значительно уменьшилось, но спина девочки не стала идеально ровной. Когда позвоночник искривлен более чем на 120 градусов, его невозможно выровнять полностью. Сделать это удается, если угол не больше 60-70 градусов. Но, к сожалению, родители детей, у которых прогрессирует сколиоз, на этой стадии не решаются на операцию. Приводят ребят уже тогда, когда болезнь запущена.

Перед выпиской Марина несколько раз примеряла специальный корсет, в котором будет ходить, пока ее позвоночник не «привыкнет» к своему новому положению. Корсет не должен жать и натирать, поэтому его тщательно подгоняли специалисты. Бесплатно сделал для Марины корсет директор детской ортопедической мастерской «Ортотех-сервис» Константин Рыхлевский.

- Через четыре месяца нам нужно будет показаться киевским врачам, — говорит Маринина мама.  — Надеюсь, они будут довольны результатом. Я рада, что мы встретили замечательных специалистов, которые нам помогли. С каждым днем дочка все больше расправляется, ее плечи выпрямляются. Правда, она все еще прихрамывает (из-за сколиоза одна нога Марины стала чуть-чуть короче другой), но, надеюсь, со временем этот дефект исчезнет. А пропущенный материал в школе Марина скоро наверстает, учиться она любит.

Мы в этом тоже уверены, как и в том, что Марина начнет вышивать крестиком — ей очень захотелось овладеть этим мастерством. А гладью она уже вышивает, да и бисером тоже умеет расшивать картинки!

… Вернувшись домой, Марина прочла в номере «ФАКТОВ» за 1 апреля о пятилетней Инессе Посысень, у которой тоже нет обеих рук. В тот день, когда вышла статья, в редакцию позвонила Наталья Владимировна.

- Мы очень хотим познакомиться с этой семьей, — взволнованно сказала женщина.  — Вот решили отправить посылку с подарками для девочки и пригласить ее вместе с родителями погостить летом у нас в Лесновке. Это курортное место возле города Саки. Инессе будет полезно побывать у моря, а Марина сможет многому ее научить. Да и наш опыт наверняка пригодится родным этой девочки, ведь за двенадцать лет нам пришлось пройти через множество испытаний, чтобы привыкнуть к Маришкиной особенности.