Гроші

«Сенс» и десятая модель «Жигулей» уже продаются практически по одной цене

0:00 — 8 квітня 2005 eye 944

Если стоимость собираемых в Украине автомобилей возросла, то растаможка старых подержанных иномарок с мощными моторами стала несколько дешевле

Отмена льгот украинским автопроизводителям уже привела к подорожанию большей части собираемых в стране автомобилей. Удар пришелся по самой малообеспеченной части автомобилистов, годами откладывающих из семейного бюджета деньги на покупку «Таврии» или «Жигулей». Однако всеобщий рост цен коснулся не всех «массовых» автомобилей. Например, ВАЗовская «десятка» не подорожала вовсе. Поэтому тем, кто не успел вовремя сориентироваться и приобрести новый автомобиль до принятия нового закона, теперь придется заново разбираться, «что почем» на украинском рынке недорогих — «народных» — машин.

Топ-версия «Ланоса» приближается к двенадцати тысячам долларов

Подорожание автомобилей, выпускаемых на ЗАЗе, на 10−20 процентов в какой-то степени разрушило ценовой баланс на украинском рынке. Теперь покупателям нужно поразмыслить — брать «Славуту» (ЗАЗ 1103) или ВАЗ 2107. Правда, стоимость «семерки» с мотором 1,5 литра тоже несколько выросла и теперь начинается от 26155 гривен. Инжекторная «Славута» с мотором 1,3 литра обойдется в 28524 гривни. Конечно, можно выбрать версии и попроще — с карбюраторным движком 1,2 литра за 23472 гривни (версия «люкс») или за 21504 гривни (версия «стандарт»). Так или иначе дистанция между «Жигулями» и «Славутой» сократилась до минимума. Для чистокровной «украинки» это сближение ничего хорошего не сулит. Ведь даже в старые тоталитарные времена, когда цена ЗАЗов была значительно ниже нынешней, «семерок» продавалось гораздо больше. Сейчас же «Жигули» способны еще больше перетянуть одеяло на себя.

К счастью, «Таврия» с мотором 1,1 литра (ЗАЗ 1102) даже с ее нынешней стоимостью — 18720 гривен — пока не имеет конкурентов. Российская «Ока» (19500 гривен) с дохленьким мотором объемом 0,75 литра и мощностью 33 л. с. нашей «Таврии» не соперница. А вот инжекторной версии ЗАЗ 1102 (26 292 гривни) противостоит грозный конкурент в лице той же «семерки» «Жигулей».

Соседкам «Таврии» по заводскому конвейеру «девяткам» и «девяносто девятым» — ВАЗ 21093 (новая цена — 33440 гривен) и ВАЗ 21099 (35570 гривен), — по мнению специалистов, пока удалось сохранить свое позиционирование на рынке. Они, как и прежде, стоят на одну ступеньку выше «жигулевской» «классики», не разделяя своего покупателя ни с одной другой маркой.

А вот в следующем ценовом диапазоне, куда входят последние модели «ВАЗов», «Сенсы» и «Ланосы», вполне может произойти смена фаворита. Если ВАЗ 21101 с 8-клапанным 1,6-литровым мотором (81 л. с.) сейчас стоит 42950 гривен, то «Сенс» с мотором 1,3 подскочил в цене до 42924 гривен. Не менее опасная соседка для «Сенса» — немногим более дорогая, чем он, — 16-клапанная «десятка» ВАЗ 21104 (44400 гривен). Разница в цене между машинами — всего девятьсот гривен. В тоже время у «десятки» куда более мощный мотор — в 89 лошадиных сил против 70-сильного «Сенса». Кроме того, у «россиянина» есть хоть какая-то комплектация — передние электростеклоподъемники и центральный замок, тогда как «Сенс» продается совершенно «пустым».

Старшему брату «Сенса» — «Ланосу» — пришлось покинуть свою прежнюю ценовую группу. Любимец украинских автомобилистов теперь обойдется минимум в 49470 гривен — столько стоит в салоне базовый автомобиль (польские комплектующие, украинская сборка) с мотором 1,5 литра и автомагнитолой. А топ-версия с мотором 1,6 литра, кондиционером и максимально богатой комплектацией приближается к двенадцати тысячам долларов (62484 гривни). Правда, основной конкурент хорошо укомплектованного «Ланоса» — «Шевроле Авео» — также подорожал на 10 процентов. Оба лидера продаж в своем классе сблизились по ценам с автомобилями конкурентов. Прежде всего это 75-сильный «Рено Симбол», который обойдется примерно в ту же сумму, что и топ-версии «Ланосов» и «Фабия Классик» с мотором 1,2 литра (64 л. с.) за 55,5 тысячи гривен.

Не исключено, что при таких ценах на новые автомобили многие вновь попробуют искать счастья на авторынках или закажут подержанную машину из-за рубежа. Правда, надежды на то, что с приходом новой власти баснословно высокие платежи при растаможке бэушных авто будут значительно снижены, не оправдались. Правительство, отобрав льготы у автопроизводителей, все-таки сохранило для них некоторые стимулы для продолжения выпуска машин. Решение в общем-то разумное: изменить систему налогообложения при ввозе автомобилей в страну таким образом, чтобы поставить еще больший заслон подержанным иномаркам среднего класса (которые могли бы составить конкуренцию новым отечественным автомобилям), но при этом облегчить жизнь любителям старых «Мерседесов», ни при каких условиях не желающим садиться в «Ланосы» или «Фабии».

Агрегатная схема ввоза бэушных автомобилей вновь оживает?

Чтобы понять, как изменилась стоимость растаможки автомобилей, давайте внимательно изучим таблицу, составленную журналом «Автоцентр». Первое, что бросается в глаза — пошлина на все автомобили теперь установлена в размере 20 процентов. (Очень важно, что отныне она зависит лишь от таможенной стоимости автомобиля, тогда как раньше минимальный размер пошлины имел нижний предел. Например, для автомобилей не старше пяти лет с мотором от 1,5 до 2,2 литра пошлина составляла 20 процентов, но не менее чем один евро за один кубический сантиметр двигателя. Это означало, что как бы низко хозяева ни оценили автомобиль с двигателем, скажем, 1,8 литра, пошлина на него не могла быть меньше 1800 евро.) За счет этих перемен выгоднее стало ввозить старые автомобили (от пяти до восьми лет), на которые пошлина раньше достигала 30 процентов.

При беглом взгляде на таблицу кажется, что в проигрыше остались новые машины (для них пошлина возросла на 5 процентов), но это не так. Новые импортные иномарки вернули себе потерянные проценты за счет акциза. Как видим, он теперь для них минимален — к примеру, акциз на новое авто с мотором 1,6 литра составляет 48 евро, тогда как до принятия закона этот налог достигал 480 евро. Поэтому цена новых импортных автомобилей, по оценкам экспертов, заметно не изменится. Ощутимо подешевеет (на 10−20 процентов) лишь растаможка новых дорогих лимузинов и джипов с моторами объемом свыше трех литров.

Однако вернемся к бэушным автомобилям, пригоняемым из-за рубежа. Ситуация здесь прямо противоположная: растаможка многих категорий старых иномарок подешевела за счет уменьшения пошлины, но подорожали за счет поголовного поднятия акциза. Причем больше всех пострадали машины в возрасте до пяти лет с небольшими моторчиками — на них ставка акциза увеличилась особенно круто — в два-три раза. Например, растаможка «Опель Астра» 2000 года с движком 1,6 литра подорожала почти на 900 евро. Для сравнения: «Мерседес» с двигателем 3,2 литра 1998 года выпуска после его растаможивания по новым тарифам подешевеет на 15 процентов.

Короче говоря, завозить иномарки последних годов выпуска стало менее выгодно, а затраты на ввоз пятилеток-восьмилеток напротив сократились. Однако совершенно очевидно, что перегонщики попытаются еще больше сократить свои расходы за счет новых «левых схем» растаможки. В новом законе, по оценкам экспертов, можно разглядеть некоторые лазейки, способные помочь в этом деле. Одна из них — поагрегатный ввоз машин. Все дело в том, что по новым правилам стоимость растаможки кузова не зависит от года выпуска машины и составляет 5 процентов. А значит, если оформлять автомобиль как набор комплектующих, то стоимость растаможивания сокращается в несколько раз. В Украине для пригоняемой машины нужно лишь найти документы (от похожего разбитого автомобиля), чтобы потом организовать переоборудование несуществующей машины. По документам все проходит как установка на старую машину нового кузова, а на самом деле пригнанный автомобиль легализуется по документам своего предшественника.

Изменение ставок акцизного сбора и ввозной пошлины

Легковые автомобили Старый акцизный сбор, евро за 1 см³ Новый акцизный сбор, евро за 1 см³ Старая ввозная пошлина* Новая ввозная пошлина*
Бензиновые до 1000 см³
новые 0,2 0,02 15% (0,6) 20%
до 5 лет 0,4 1 20% (0,7) 20%
свыше 5 лет 0,6 1,25 30% (0,8) 20%
Бензиновые от 1000 до 1500 см³
новые 0,2 0,02 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,4 1,25 20% (1,0) 20%
свыше 5 лет 0,6 1,5 30% (1,2) 20%
Бензиновые от 1500 до 2200 см³
новые 0,3 0,03 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,6 1,5 20% (1,0) 20%
свыше 5 лет 0,9 2 30% (1,2) 20%
Бензиновые от 2200 до 3000 см³
новые 0,6 0,06 15% (0,9) 20%
до 5 лет 1,2 2 20% (1,2) 20%
свыше 5 лет 1,8 3 30% (1,4) 20%
Бензиновые свыше 3000 см³
новые 1 0,1 20% (1,8) 20%
до 5 лет 2 3 25% (1,8) 20%
свыше 5 лет 3 3,5 30% (2,4) 20%
Дизельные до 1500 см³
новые 0,2 0,02 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,4 1,25 20% (0,9) 20%
свыше 5 лет 0,6 1,5 30% (1,2) 20%
Дизельные от 1500 до 2500 см³
новые 0,3 0,03 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,6 1,75 20% (1,0) 20%
свыше 5 лет 0,9 2 30% (1,3) 20%
Дизельные свыше 2500 см³
новые 0,8 0,1 20% (1,8) 20%
до 5 лет 1,6 2,5 25% (1,8) 20%
свыше 5 лет 2,4 3,25 30% (2,4) 20%

Процент от таможенной стоимости; в скобках — минимальная стоимость пошлины в евро за 1 см³ объема двигателя