Події

Отец Насти Овчар и ее младшая сестричка Люда вчера переехали в новый дом в Воронцовке

0:00 — 9 квітня 2005 eye 1675

Два года назад, когда семья жила в другом селе, у Овчаров тоже загорелась хата, но они сумели потушить огонь без помощи пожарных

Маленькое село Воронцовка Купянского района Харьковской области стало знаменитым в одночасье — благодаря пятилетней девочке, которая вывела свою сестричку из охваченного пламенем дома. После этого в селе часто видят журналистов, чиновников. Воронцовцы, которые уже привыкли к гостям, рассказывали обо всем, не отрываясь от своих повседневных дел: слава славой, а коров доить и кур кормить кому-то нужно.

Через день после того, как Настю забрали в больницу, по селу прошел слух, что девочка умерла

В последний раз жители села, среди которых немало Настиных родственников, видели девочку, когда дом Овчаров еще дымился, а ее, всю в страшных ожогах, увозила машина скорой помощи. На следующий день в село откуда-то пришла весть, что девочка умерла. С этой страшной мыслью родным малышки пришлось провести весь вечер и всю ночь, только наутро удалось добраться до телефона, дозвониться в областную больницу, где тогда находилась Настя, и услышать: «Еще жива». С тех пор жители Воронцовки твердо решили слухам не верить, главным источником информации стал для них телевизор. На прессу воронцовцы обижены: в одной газете написали, что родители знали о неисправности печки, но тем не менее не боялись оставлять детей одних. А еще обижает, когда читают, что единственное развлечение в селе — алкоголь. И что в Воронцовке живут одни старики, а детей, кроме Насти и Люды, нет. «Неправда это, — говорят селяне.  — Малыши есть почти в каждой хате».

 — Вот вчера про Настю по телевизору ничего не было, и я места себе не нахожу. Не дай Бог, случилось что плохое, вы не знаете? — встречает нас отец девочки, 29-летний Александр Овчар.

 — Все нормально, Саня, показали Настю с Олей только что, — выходит из дома сестра Александра Людмила.  — Но как они обе похудели — просто ужас!

На руках женщина держит сонную Людочку — сестренку Насти Овчар. Сама Людмила живет в селе Белая Купянского района. О несчастье узнала из выпуска новостей и сразу же отправилась поддержать брата и невестку. После трагедии, когда отец девочек метался между домом и больницей, Людмила забрала племянницу к себе. А недавно обе Люды приехали в Воронцовку. Сейчас они ждут возвращения Оли и Насти из далекой Америки, где девочке одну за другой делают сложнейшие операции. Не осталось даже нормального фото малышки — лишь пара мутных снимков, где Настя слишком мала: на одной фотографии ей полтора годика, на другой — два с половиной.

— До сих пор не верится, что все будет хорошо, — качает головой Людмила.  — Иной раз сядешь, размечтаешься, как они приедут, как будем беседовать… А потом вдруг такие страшные мысли в голову лезут, хоть плачь! Особенно если по телевизору Олю с Настенькой не покажут. Мы каждый вечер смотрим новости.

«Людочка недоспала», — волновалась Настя в ожидании «скорой помощи»

 — Мы Настеньку очень ждем — скучно без нее, — говорит соседка семьи Овчар Александра Лобас. К этой женщине сперва пришли выбравшиеся из горящего дома сестренки.

Александра Порфирьевна смахивает слезу, вспоминая тот страшный день, когда она услышала лай собаки и, выйдя во двор, увидела на снегу двух голеньких девочек (когда загорелся дом, Люда спала и потому была раздета, а Насте пришлось сорвать с себя горевшую одежду). Младшая девочка была цела и невредима, даже не напугана, а на старшую было страшно смотреть: все тело представляло собой сплошную кровавую рану. Неповрежденными остались только ступни, кисти рук и лицо — там кожа была серая, как бетонная стенка.

 — Я просто не знала, что делать, — рассказывает Александра Порфирьевна.  — Завернула Настю в простыню, уложила на кровать и старалась отвлекать разговорами. Готовила к тому, что много времени придется провести в больнице, уговаривала не бояться врачей. Девочка вначале повторяла, что не хочет в больницу, а потом согласилась: «Ну ладно, поеду».

Помощи пришлось ждать довольно долго: сказалась отдаленность Воронцовки от райцентра и то, что в селе нет ни одного телефона. Отец девочки несколько километров скакал на лошади в ближайшее село, откуда можно позвонить пожарным и на «скорую». Бригада спасателей из Купянска добиралась до горящего дома Овчар больше получаса — пришлось около сорока километров ехать по бездорожью и даже по пашне. Когда пожарные прибыли в село, завернутую в одеяло Настю уже несли в машину скорой помощи.

По словам Александры Порфирьевны, все время, что Настя провела у нее, девочка была в сознании. Просила пить, жаловалась на озноб и очень волновалась, что Люда из-за пожара недоспала… О младшей сестренке Настя беспокоилась и в больнице. «Хорошо, что не Людочка на моем месте,  — твердила девочка, а на вопрос «что тебе привезти?» отвечала: — Привезите мне Людочку».

Сестры Александра Овчара Людмила и Наталья, которые сейчас ухаживают за Людой, утверждают, что произошедшее никак не отразилось на ребенке — к счастью, девочка еще слишком мала для переживаний. Люда здоровенькая и активная. В конце следующего месяца ей исполнится два годика.

«Настя Овчар достойна звания «Герой-спасатель года»

Жители Воронцовки не удивляются поступку Насти  — говорят, что по-другому и быть не могло. Настя без Люды никогда никуда не ходила и, конечно, не могла бросить младшую сестренку в беде. Да и вообще, по словам воронцовцев, Настя отличалась от других сельских детей рассудительностью и хозяйственностью.

Что стало причиной пожара — детская неосторожность или неисправность печки — до сих пор неизвестно, да это теперь и не важно. Главное то, как пятилетний ребенок повел себя в этой сложной ситуации. Ведь обычно и более старшие дети при пожаре забиваются под кровати, заворачиваются в одеяло, и пожарным не всегда удается их найти и вынести из огня. В лучшем случае ребенок может догадаться выбежать из дома. Поэтому поступок Насти, безусловно, можно назвать героическим.

 — Не каждый взрослый на такое решится, — говорит командир отделения Купянского районного управления ГУ МЧС в Харьковской области Александр Обедников.  — Вот буквально на днях мы ездили на пожар. Смотрим: дом горит, а во дворе у колодца сидит мужчина. Спрашиваем: «Кто хозяин?» — «Я».  — «В доме кто-то есть?» — «Да, есть женщина». Ее нам удалось спасти в последние секунды. Но, посмотрите, взрослому мужчине даже в голову это не пришло — сам вышел с какими-то вещами и сидит на лавочке…

Купянские спасатели внимательно следят за судьбой Насти Овчар. По словам начальника Купянского районного управления ГУ МЧС в Харьковской области Андрея Метелева, на следующий день после трагедии полностью загруженный автомобиль части выехал в Харьков: спасатели решили сдать кровь для своей маленькой землячки. А 31 марта они направили в Киев предложение выдвинуть Настю Овчар на получение премии «Герой-спасатель года» и представить девочку к государственной награде.

Если посмотреть на хату-мазанку, в которой раньше жила семья Овчар, то о трагедии практически ничто не напоминает: снаружи дом целый, лишь веранда покосилась. По словам спасателей, сказалось то, что семья жила небогато, и ни занавесок, по которым обычно распространяется огонь, ни большой мебели у Александра и его жены Ольги не было. Но внутри хата выгорела почти полностью: остались только черные стены да печка, бока которой выпирают во все три комнатушки. И еще жуткий запах гари, его теперь не вывести ничем.

 — Вот оттуда, я так думаю, полено выпало, сюда Настя вначале побежала и на платьице огонь принесла, а здесь Люда в кроватке спала, — показывает мне Александр.  — Мы вначале думали хату восстанавливать, гарь со стен соскребли, но потом поняли, что это дело безнадежное. Да и Насте, наверное, тяжело будет сюда возвращаться.

Вчера представитель Харьковской областной госадминистрации вручил главе семьи Овчар ключи от нового дома — пожалуй, лучшего во всем селе: большого, каменного, к тому же сарай во дворе есть. Говорят, раньше в этом доме жил очень активный и хозяйственный человек, по местным меркам — даже зажиточный, с машиной. Но потом случилась беда: он попал в аварию, получил серьезную травму и был вынужден покинуть Воронцовку. А дом с тех пор стоял без хозяина. Несмотря на то что жилье здесь дешевое (например, прежняя хата Овчаров стоила всего тысячу гривен), покупателей не находилось. Теперь здесь будут жить Александр и его семья — покупку дома им оплатил благотворительный фонд «Свобода».

Александр Овчар мог бы выбрать для своих родных другое место жительства, однако уезжать из Воронцовки, где семья обитает уже два года, отказался: «Не хочу я в другое место, мне здесь нравится! У меня тут корова, телка, лошадь, куры, работа на гусеферме… » Мужчина уверенно указал на единственный пустовавший дом в селе: «Поселимся здесь!» Но купянские спасатели всерьез обеспокоены тем, как после операций Настя будет жить в селе, откуда до ближайшего врача, а также до магазина, почты не меньше пяти километров. Воронцовка до сих пор не телефонизирована и не охвачена мобильной связью. Говорить о каких-либо удобствах и вовсе не приходится.

 — Если не в Харьков и не в Купянск, так пусть хотя бы в другое село переедут, где школа есть и больница, — вздыхают спасатели.  — Ведь девочке будут необходимы наблюдение врача и особый уход.

В новом доме семьи Овчар уже поработала ремонтная бригада, а спасатели обещали проследить за выполнением правил пожарной безопасности. Ведь пару лет назад, когда Александр и Ольга жили в другом селе, у них тоже загорелась хата, но они сумели потушить огонь сами.

P. S. Автор выражает благодарность МЧС Украины в Харькове и Купянске за помощь, оказанную при подготовке материала.