Может вскоре подорожать и городской коммунальный транспорт
Уже несколько месяцев, ссылаясь на постоянное увеличение цен на топливо и запчасти, перевозчики требуют изменить тарифы за проезд в микроавтобусах. Недавно к ним присоединились работники коммунального транспорта, в частности метрополитена. Аргумент железный: существующий тариф (50 копеек) уже давно не покрывает технические расходы и не позволяет закупать вагоны, ремонтировать эскалаторы.
С проблемами частных перевозчиков схожи и проблемы наземного транспорта, к тому же водители хотят получать более высокую зарплату. С владельцами микроавтобусов вопрос практически решен — власти согласились со многими их доводами и готовы позволить повысить плату за проезд в маршрутках. Хотя официального решения не принято, но специалисты прогнозируют: тариф изменится, скорее всего, уже к концу апреля. Называют и возможную цену: от 1,25 до 1,5 гривни.
Что касается коммунального транспорта, то о необходимости пересмотреть проездной тариф уже заявил киевский городской голова Александр Омельченко. Разрабатывается даже специальная методика, позволяющая определить реальные затраты метрополитена, автобусных, троллейбусных и трамвайных парков, чтобы установить экономически обоснованную стоимость проезда.
Начальник управления ценовой политики Киевской горгосадминистрации Василий Яструбинский уверяет, что при разработке новых тарифов учитываются исключительно технологические затраты перевозчиков. Другими словами, только расходы, необходимые, чтобы выпускать на маршруты подвижной состав и обеспечивать безопасность поездок.
Учитывая постоянное повышение цен на топливо, а также предполагаемое подорожание стоимости электроэнергии, тариф на проезд в общественном транспорте может составить одну гривню. Правда, когда это произойдет, пока не известно.
Более того, киевский мэр заявил, что вначале готов изучить мнение киевлян, а уже затем принимать решение. Александр Омельченко пообещал в ближайшие дни рассмотреть на сессии Киевсовета изменения в столичный бюджет и выделить дополнительные дотации транспортникам, в первую очередь, за перевозку льготных пассажиров и на покупку новых вагонов метро.
Однако основные средства городской казны планируют израсходовать на реализацию социальных программ. Среди них — повышение в несколько этапов заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, доплат. По мнению городского головы, уже летом «люди почувствуют, что социальные выплаты повысились». А зарплаты поднимать намерены в апреле, июне и сентябре. Таким образом, уверен Александр Омельченко, многие киевляне смогут позволить себе ездить в общественном транспорте, даже если «проездной» тариф возрастет до 75 копеек или 1 гривни. Тем более что практически все малообеспеченные, пенсионеры, инвалиды, льготники смогут пользоваться коммунальным транспортом по-прежнему бесплатно.
В главном столичном управлении ценовой политики объясняют: повысится только плата за одну поездку. То есть, покупая жетон или разовый талон, пассажир будет платить, скажем, одну гривню, а если приобретет многоразовый проездной билет, стоимость поездок значительно снизится. Если же тариф на проезд в общественном транспорте оставить прежним, то придется выделять больше дотаций из городской казны. Однако под угрозой тогда окажутся многие социальные программы.
- После изменений бюджета у нас появится резерв около 200 миллионов гривен, — объявил Александр Омельченко. — Нужно посоветоваться с киевлянами, куда направить половину этого резерва: на здравоохранение, социальные программы, школы или отдать их транспортникам и далее ездить по 50 копеек. В прошлом году дотации на общественный транспорт составили 220 миллионов гривен, и я считаю, что это большая роскошь
Вместе с тем в городской администрации так и не сообщили, когда — даже приблизительно — повысится стоимость проезда в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. И лишь уверили: подходить к решению вопроса будут «мудро и взвешенно».