Світ

Михаил ходорковский: «я был неправильным олигархом. У меня нет ни яхт, ни гоночных машин, ни имущества за рубежом»

0:00 — 13 квітня 2005 eye 241

Приговор бывшему главе «ЮКОСа» будет объявлен 27 апреля, а пока российские налоговые службы взялись за другую нефтяную компанию — ТНК-ВР, совладельцем которой является миллиардер Виктор Вексельберг

В понедельник в Москве завершились судебные слушания по самому громкому российскому делу за последние два года — делу нефтяной компании «ЮКОС». На скамье подсудимых оказались партнеры по бизнесу — Михаил Ходорковский, глава «ЮКОСа» и самый богатый человек в России на момент ареста, и Платон Лебедев, банкир-миллиардер, руководивший деятельностью финансовой группы «МЕНАТЕП». Напомним, что государственный обвинитель потребовал отправить Ходорковского и Лебедева за решетку на десять ближайших лет, а принадлежащее им имущество конфисковать. Предпринимателей обвиняют в создании преступной организации, которая занималась незаконным присвоением предприятий, финансовыми махинациями, уклонением от уплаты налогов.

11 апреля суд предоставил Михаилу Ходорковскому возможность выступить с последним словом. Бизнесмен, в частности, заявил: «У меня нет ни яхт, ни гоночных машин. Дом для статьи в «Комсомолке» сфотографировали не мой. Мой гораздо меньше, его они не заметили. Имущества за рубежом у меня нет, спросите у спецслужб. Я был неправильным олигархом! Полтора года назад вооруженные люди задержали меня и отказались выпустить под залог. Меня держат под арестом с тех пор, несмотря на поручительство самых уважаемых людей страны. Все это делалось для своекорыстного интереса: меня посадили для того, чтобы я не мешал разграбить «ЮКОС».

Ходорковский подчеркнул, что за два года Генеральная прокуратура, несмотря на свои «бесчеловечные труды», не смогла найти ни одного документа, ни одного доказательства существования преступной группы, организаторами и членами которой якобы являлись Платон Лебедев и он. Представленные суду улики обвиняемый назвал «дешевым криминальным чтивом». «В справедливом суде мне просто не от чего защищаться!» — сказал бизнесмен. Завершил он свое выступление следующими словами: «Я горжусь своей работой за 15 лет. Я искренне стремился работать на благо своей страны, а не на свой карман. Все, что у меня осталось, — это осознание своей правоты, деловая репутация и воля. Я не прошу о снисхождении».

Присутствовавшие в зале встретили заявление Ходорковского аплодисментами. Суд удалился на совещание. Приговор должен быть объявлен 27 апреля. Через несколько часов после завершения слушаний в суде стало известно, что международная правозащитная организация «Amnesty International» объявила Ходорковского политзаключенным. В распространенном заявлении говорится, что арест главы «ЮКОСа» и его уголовное преследование имеют политический подтекст.

Тем временем российские налоговые службы взялись за другую нефтяную компанию — ТНК-BP. По результатам двух проверок ее финансовой деятельности предъявлены претензии на общую сумму в 936 миллионов долларов. Проверяющие считают, что с 2001 по 2003 год ТНК систематически недоплачивала в бюджет. Дальше проверка не проводилась.

Как отмечает британская телерадиокомпания Би-би-си, это вполне объяснимо: в 2003 году была создана совместная российско-британская компания ТНК-BP (»Бритиш петролеум»). Британский нефтяной концерн вложил в эту сделку 7 миллиардов долларов, что стало рекордной иностранной инвестицией в российскую экономику. Президент России Владимир Путин лично одобрил создание этого предприятия.

Российский миллиардер Виктор Вексельберг, являющийся совладельцем ТНК-BP, заявил, что компания «безусловно будет оспаривать претензии налоговых служб». Он отметил, что для него происходящее не стало неожиданностью, но попросил не проводить никаких параллелей с «ЮКОСом».