Політика

Генеральная прокуратура вновь занялась изучением обстоятельств гибели вячеслава чорновола

0:00 — 13 квітня 2005 eye 220

Но, судя по всему, ее инициатива кажется кому-то предосудительной?

Спустя четыре года возобновилось расследование дела о гибели в ДТП весной 1999 года лидера НРУ Вячеслава Чорновола. Как известно, тогдашнее изучение обстоятельств загадочной смерти известного политика свелось к тому, что версию о случайности дорожно-транспортного происшествия приняли за основную. Все заявления соратников Чорновола о том, что ДТП было подстроено с целью убрать с политической арены лидера НРУ, услышать не захотели. И вот спустя пять лет Генпрокуратура вновь вернулась к этой теме. Правда, как оказалось, с риском для себя. В том смысле, что прокуратуру стали подозревать в желании сделать пиар на резонансных делах.

В последнее время поверхностность подобных суждений приобретает оттенок явной необъективности. Или, может, неуважения к позиции людей, реально занимающихся расследованием? Хотя для фигурантов совершенных преступлений ни сейчас, ни тогда не существовало границ дозволенного, тем более понятий о справедливости в делах или суждениях. Неограниченная вольность в толковании и исполнении законов «не для всех» породила на тот момент чувство недоверия ко всем заявлениям и действиям должностных лиц любого уровня.

Сейчас ситуация вроде бы изменилась. Новая команда единомышленников поставила цель вернуть структуре государственной власти принцип справедливости, поставив точку в резонансных делах, которые наделали столько шума в обществе, но так и не убедили его в аргументированности предложенных версий.

Можно сколь угодно долго рассуждать о личности Святослава Пискуна и его способах возвращения на пост Генерального прокурора. Как известно, он уже занимал эту должность, перейдя в прокуратуру с одного из руководящих постов в Государственной налоговой администрации. Однако следует признать — на данный момент Генеральный прокурор вполне реально делает то, чего требует острота момента. Расследуются уголовные дела, которые еще полгода назад нельзя было сдвинуть с, казалось бы, мертвой точки. Ощутимы подвижки в деле Гонгадзе. Опять же, вновь открыто дело Чорновола.

Тем не менее многие действия надзорно-правового ведомства и его руководителя подвергаются критике. Причем некоторые, пропагандирующие лозунг: «Долой Генерального прокурора», вряд ли готовы занять место в его команде следователей и сыграть в идейную игру с риском для жизни, но без особого материального удовлетворения. Кстати, с должным уважением об этом упоминал даже Президент Виктор Ющенко.

Сегодня эффективная прокуратура востребована логикой и масштабами политических и социальных изменений в стране. При этом, какие бы преобразования ни происходили внутри блока «силовых» ведомств, последовательность действий прокуратуры остается неизменной — провести квалифицированное расследование, изобличить преступника, обеспечить законный приговор. Проблема в том, что такую последовательность действий не всегда способны поддержать своей точкой зрения, практическими действиями, свидетельскими показаниями многие, ратующие за смену руководства надзорно-правового ведомства.

Несмотря на это, точка зрения Генерального прокурора Святослава Пискуна остается прежней: следует ужесточить подход и применять закон к укрывателям преступлений, если другие меры не приносят результата. Возможно, точка зрения излишне резка и амбициозна. Возможно, положение само собой изменится с ростом общественного доверия к власти. Но ведь результата все требуют сейчас. Поэтому, вероятно, Генеральный прокурор и избрал такую линию поведения. Ее сложно назвать голословной, ведь Святослав Пискун, обладая волевыми качествами, к тому же хорошо информирован как о природе происхождения всех крупных отечественных капиталов, так и о сложных нюансах взаимоотношений различных финансово-политических групп. На его стороне также единственный, но объективно обоснованный фактор — планомерная передача материалов расследований для гласных судебных процессов. Потому как вряд ли Генпрокурор согласится с тем, что о деятельности нынешней власти будут судить по слухам, догадкам и предположениям. В подтверждение этому на днях Святослав Пискун заявил народным депутатам: «Я не читаю слухов, не слушаю, что говорят о работе прокуратуры. Я работаю».