Один из самых непродолжительных конклавов в истории избрал понтификом 78-летнего немецкого кардинала Йозефа Ратцингера
Во вторник вечером миллиард и сто миллионов католиков, проживающих на нашей планете, обрели нового понтифика. В 17. 50 по местному времени над Сикстинской капеллой в Ватикане появился белый дым, возвестивший о том, что 115 кардиналов выбрали 265-го Папу Римского. Буквально за десять минут до этого на тысячи верующих, собравшихся на площади Святого Петра, упали капли дождя, что было воспринято всеми как добрый знак. Очевидцы утверждают, что сначала из трубы пошел серый дым, но все сомнения развеялись, когда ударил колокол. Колокольный звон в качестве еще одного свидетельства избрания нового Папы предложил покойный Иоанн Павел II.
Затем к верующим вышел чилийский кардинал Медина Эстевес, которому выпала честь объявить имя нового понтифика. Священнослужитель произнес на нескольких языках: «Братья и сестры! — и возвестил по-латыни: — У нас есть Папа!» Только после этой традиционной церемонии весь мир услышал имя — кардинал Йозеф Ратцингер. Он стал первым немцем за последнюю тысячу лет, взошедшим на папский трон. До него за всю историю католической церкви немцы возглавляли ее шесть раз. Новый понтифик принял имя Бенедикт XVI.
Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 года в городке Марктль-ам-Инн в Баварии. Его отец был офицером полиции. Когда в Германии к власти начали рваться нацисты, Ратцингер-старший, отрицательно относившийся к национал-социализму, перевез семью поближе к австрийской границе и отдал сына в классическую гимназию в Траунштайне, который Йозеф по сей день считает своим родным городом.
Но полностью оградить сына от нацистов полицейскому не удалось. Некоторое время Йозеф был членом юношеской организации «Гитлерюгенд». Уйти из ее рядов ему удалось только после того, как в 1941 году он поступил в предсеминарию. Однако учеба в этом заведении не спасла юношу от призыва в одну из молодежных частей противовоздушной обороны люфтваффе. А в начале 1945 года Ратцингер в качестве солдата вермахта строил противотанковые заграждения на австро-венгерской границе.
Позже он не раз утверждал, что это было против его воли. И действительно, при приближении войск союзников Йозеф дезертировал из армии. Это был рискованный шаг, так как нацисты публично расстреливали или вешали дезертиров. Ратцингеру удалось добраться до Траунштайна, где его взяли в плен американцы. Несколько недель он провел в лагере для военнопленных. Штаб американских войск располагался в доме Ратцингеров, и это способствовало тому, что в июне 1945 года Йозефа освободили. Будущий священник вспоминал, что поймал попутный грузовичок, развозивший молоко, и тот подвез его прямо к дому.
С 1946 по 1951 год Йозеф и его брат Георг изучали философию и теологию в богословском институте при Мюнхенском университете. По окончании учебы братья были рукоположены в священники. Затем их пути несколько разошлись. Георга привлекала церковная музыка, и он стал руководителем одного из лучших хоров в Германии. Йозеф с головой окунулся в теологические диспуты и до 1968 года придерживался достаточно либеральных взглядов. Однако, когда в Европе начались массовые студенческие волнения, Ратцингер изменил свою позицию и стал активно выступать против реформ внутри католической церкви.
В марте 1977 года он получил сан архиепископа Мюнхенского, коим оставался до 25 ноября 1981 года, пока Иоанн Павел II не предложил ему возглавить Святую конгрегацию доктрины веры. Это очень влиятельная организация внутри католической церкви, стоящая на страже ее традиций и законов. Достаточно сказать, что в средние века Святая конгрегация именовалась Святой инквизицией. Кардинал Ратцингер после долгих колебаний дал свое согласие и перебрался в Ватикан.
Всю свою деятельность он посвятил борьбе против либеральных реформ не только в устройстве церкви, но и в светской жизни. Он считает гомосексуализм грехом, призывает католиков исключать из приходов политиков, выступающих за аборты. Является противником принятия Турции в Европейский Союз. Подобные взгляды делают его весьма непопулярным у доброй половины католиков Европы. Даже в Германии, по результатам последних опросов общественного мнения, более 30 процентов верующих высказались против возможности избрания кардинала Ратцингера понтификом. И только в родной Баварии вновь избранный Папа Римский пользуется всеобщей популярностью.
Впрочем, даже противники Ратцингера считают его очень умным, высокообразованным человеком. Он свободно владеет десятью языками, прекрасно играет на фортепьяно (особенно любит творчество Бетховена).
Нового Папу избрали по результатам четвертого голосования. Это был один из самых непродолжительных конклавов в истории. В XX веке быстрее всех избрали Пия XII. Произошло это в 1935 году после третьей попытки. Дольше всех в прошлом столетии выбирали Пия IX, за которого кардиналам пришлось голосовать в 1922 году 14 раз. Но все это не идет ни в какое сравнение с конклавами, собиравшимися в старину.
Основные правила, по которым кардиналы выбирают нового понтифика, были установлены в 1274 году Папой Григорием X. Именно он распорядился закрывать кардиналов в церкви и держать их там, пока они не сделают выбор. Ведь самого Григория X выбирали более трех лет! Тот конклав проходил в городке Витербо. Его жители так устали кормить кардиналов, что посадили их на хлеб и воду и разобрали крышу храма! Не желая повторения подобного позора, Григорий X распорядился в будущем по прошествии первых трех суток кормить участников конклава один раз в день, а после восьми суток голосования давать им только хлеб, воду и вино.
Летом 1623 года конклав заседал всего 19 дней. Однако в Италии свирепствовала малярия, и за время проведения конклава от болезни скончались восемь кардиналов и 40 их помощников.
В 1978 году кардиналы собирались на выборы понтифика дважды. Первый конклав (Папой Римским стал Иоанн Павел I, который скоропостижно скончался через 33 дня после своего избрания, что вынудило кардиналов собираться еще раз в октябре, когда они выбрали Кароля Войтылу — Иоанна Павла II) состоялся в августе, самом жарком для Рима месяце. Закрытые в Сикстинской капелле священники с трудом выдерживали это испытание. «Мы умирали от жары, руки не слушались. Я заметил, что некоторые кардиналы были на грани сердечного приступа. Они были смертельно бледны » — вспоминал впоследствии участник конклава и один из претендентов на папский престол кардинал Джузеппе Сири. Он возмутился и будучи членом исполнительного комитета приказал открыть окна. Большинство кардиналов восприняли его распоряжение с благодарностью, но были и те, кто попытался воспротивиться. Они напомнили Сири, что это категорически запрещено правилами. «Одумайтесь! На площади Святого Петра стоят тысячи верующих! Они же услышат нас!» — убеждали они вольнодумца. «Ну и что, если они услышат?» — ответил кардинал Сири. Окна распахнули, впервые за 700 лет.
Увы, в 1241 году среди участников конклава не оказалось столь решительного кардинала, каким был Сири. Тогда нового Папу выбирали в Риме почти все лето — 70 дней. Окна и двери церкви не открывались. Несколько кардиналов скончались от инфаркта, в том числе основной претендент на папский престол Роберто ди Сомеркотес. Другие несколько раз теряли сознание и страдали от невыносимой головной боли. Избранный в итоге Папа Селестин IV скончался через 17 дней после конклава.
Очевидно, что подобные мучения не грозили 115 кардиналам, выбиравшим преемника Иоанна Павла II. Как уже сообщали «ФАКТЫ», члены нынешнего конклава не сидели запертыми в Сикстинской капелле, а ночевали со всеми удобствами — в новеньком отеле «Дом святой Марты», строительство которого обошлось Ватикану в 20 миллионов долларов. Каждый из кардиналов поклялся не разглашать, как проходит голосование. Современная католическая церковь сочла такую меру достаточной.