Знаменитому сказочнику, снявшему фильмы «Руслан и Людмила», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Алые паруса», исполнилось бы 105 лет
На его сказках выросло несколько поколений. «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» В детстве будущий кинорежиссер очень любил рисовать. А когда ему исполнилось 13 лет, представил свои работы на выставке учеников реального училища. Картины были настолько хороши, что Александру дали возможность закончить училище бесплатно (до этого ему приходилось платить за учебу). Работы Птушко очень понравились жене крупного партийного деятеля Николая Шверника, и она помогла Александру переехать в Москву. Сначала он учился в Плехановском народнохозяйственном, где закончил два курса, потом — во Всесоюзном художественном училище. А через некоторое время заочно поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
Дочь режиссера Наталья Птушко 43 года проработала на «Мосфильме» вторым режиссером, была занята и в нескольких картинах отца.
- Жил отец тогда трудно, — рассказывает Наталья Александровна, — за жилье надо было платить, есть было нечего, и отец вышивал знамена и продавал их. А еще шил ботинки не хуже знаменитых модельеров. В 1942 году, когда мы жили в эвакуации в Алма-Ате, весь наш дом киноработников, так называемый лауреатник, ходил в босоножках-стукалках его производства. Сверху они были отделаны кожей или замшей. А мне он сшил очень красивые туфельки. И клеймо специальное сделал: «Эльдорадо. Птушко и дочь». Уже после войны отца наградили орденом «Знак почета», и я надела туфельки на церемонию вручения. Так все смотрели только на мои ноги — в то время ни у кого не было такой красивой обуви.
- Говорят, мультфильмами вашего отца восхищался сам Уолт Дисней!
- Папа успешно работал и в рисованной, и в объемной мультипликации — «Бегство Пуанкаре», «Похождения Братишкина», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят». После чего приступил к «Новому Гулливеру». Фильм снимался по уникальной для тех времен технологии, там играли одновременно актеры и куклы. Было изготовлено колоссальное количество кукол. Чтобы их мимика была похожа на человеческую, на каждую произнесенную куклой букву надо было делать отдельную маску. Снимали кадр, останавливали камеру и меняли маску. Это был адов труд! Но в результате лилипуты выглядели как живые. Увидев «Нового Гулливера», Уолт Дисней прислал отцу восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!»
- И что ответил Александр Лукич?
- Сказал, что он — русский человек и никуда из России не уедет.
- И тем не менее вашего отца ценили и в Советском Союзе, и в мире — у него много наград международных кинофестивалей.
- За «Садко» он получил Золотого Льва на Венецианском кинофестивале, за «Каменный цветок» — Сталинскую и международную премии. Во время показа этой картины в Париже произошла забавная история. В фильме, если помните, повествование идет от имени старика-сказочника. В финале, когда Катя и Данила уходят от хозяйки Медной горы и идут с ларцом по дороге, камера снова переходит на этого старика. И отец, сидя в зале, вдруг понял, что эти кадры не нужны — на Западе их просто не поймут. Он ворвался в проекционную и заслонил объектив ладонью! А уж потом, дома, заново все смонтировал, отрезав разговор старика и детей. Кстати, снимался «Каменный цветок», все эти поражающие своим великолепием пещеры, в Чехословакии, на киностудии «Баррандов», там была гораздо более мощная техника. А уж натурные съемки прошли на Урале.
- Почему же такой известный режиссер получил звание народного артиста СССР только в 69 лет?
- А он был не очень удобный человек, всегда отстаивал свое мнение. В фильме «Илья Муромец» есть кадр оргии: восточная девушка танцует на помосте, установленном на плечах рабов-славян. Когда картину показали в Кремле, Хрущев возмутился: «Как можно?! Мы дружим с монгольским народом!» Отец стукнул палкой по столу и сказал: «Тогда я снимаю свою фамилию с титров!» И ушел. Видимо, нашлись образованные люди, объяснившие Хрущеву, что между монголо-татарским игом и современными монголами мало общего. Отцу позвонили на студию и сказали: «Не волнуйтесь, все остается, как было!» А вот Сталин очень любил картины отца и всегда подписывал все темы, которые он выбирал.
- Помните, в «Руслане и Людмиле» в покоях главной героини было много попугаев? Такого количества попугаев мы достать не смогли, и их роль сыграли голуби. Отец попросил приделать им хохолки и приклеить большие клювы. Практически невозможно было отличить! В «Сказке о царе Салтане» выдра по кличке Сережа «играла» воротник. У боярина на шубе был выдровый воротник. Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: «Сережа, ко мне!», «воротник» вскакивал и убегал. Так же делали и кровавую слезу у Панночки в «Вие». Сначала текла обычная слеза, а потом делали стоп-кадр и подкрашивали ее красной краской.
- Разве это фильм Птушко?
- Его начал снимать молодой режиссер, но что-то у него все время не ладилось, вот отца и попросили довести картину до ума.
- Говорят, с «Вием» связано много мистических историй.
- Все это сказки! У отца работали прекрасные специалисты. Надо, чтобы гроб летал? Сделали! Позвали Наташу Варлей, она говорит: «Ой, боюсь!» Тогда отец попросил каскадера, который был почти в два раза тяжелее ее, испытать «аппарат». После него и она решилась. Правда, в каком-то интервью потом рассказывала, что во время съемок упала. Но я-то знаю, что она не падала, а просто выпрыгнула на руки Куравлеву. Заигрывала с ним таким образом.
- Давно хотела узнать, где вы для «Сказки о царе Салтане» нашли 33 богатырей?
- О, это отдельная история! Съемки идут полным ходом, а у нас есть только «дядька их морской» — артист Бармин ростом 1 метр 98 сантиметров. Где взять 33 богатыря ему под стать? Поскольку мы снимали в Севастополе, в Камышовой бухте, я обегала весь город и ни одного не нашла. Сижу на скамейке возле Русского театра, ем мороженое и плачу. Выходит молодой человек — огромный, красивый! Спрашивает: «Почему второй режиссер рыдает?» «Потому что, — говорю, — мне нужны такие богатыри, как вы!» — «Так в чем дело? Поехали!» Приехали мы с ним на базу торпедных катеров, и там мне «выдали» матросов, как на подбор, — высоких, статных. Но было к исполнителям еще одно требование: костюмы, которые придумала для богатырей одна из лучших художниц нашего кино Ольга Кручинина, открывали ноги, поэтому они должны были быть стройными. Построила я этих матросов и попросила снять брюки. Те, чьи ноги подошли, и снимались в «Сказке о царе Салтане».
- Красавицу Людмилу из «Руслана и Людмилы» ведь играла непрофессиональная актриса?
- С тех пор как я стала работать в папиных картинах вторым режиссером, обязанность подбирать актеров возложили на меня. Иногда было очень трудно отыскать нужный типаж. Например, с Людмилой в «Руслане и Людмиле» мы здорово намучились! Перепробовали всех красавиц того времени, и ни одна не подошла. Звонил знаменитый Штраух (исполнитель роли Ленина в картинах «Человек с ружьем» и «Ленин в Польше». — Авт. ), предлагал на эту роль Катю Градову, с которой у него тогда был роман. В результате Людмилу мы нашли совершенно случайно. Я ехала на машине мимо института иностранных языков и в толпе студентов увидела дивной красоты девушку. Звали ее Наташа Петрова, и без всяких проб было понятно, что это — ее роль. Потом она вышла замуж за иностранца, сейчас живет за границей. Озвучивала Наташу актриса Гуляева, у нее совершенно роскошный голос.
А Руслана, между прочим, должен был играть Олег Видов. Уже и костюм для него был сшит. Пока спешно достраивали огромную декорацию под Александровом, Олег уехал на несколько дней к жене в Ялту. Начали снимать, а Видова нет. Что делать? Это сейчас можно планировать съемки как угодно, а тогда за простой строго наказывали, за каждый съемочный день надо было отчитываться. А Валеру Козинца (он, к несчастью, был тогда еще и моим мужем) утвердили на роль Рогдая. Парень спортивный, с хорошей фигурой. Оператор к нему присмотрелся и говорит отцу: «Лукич, давай его попробуем на роль Руслана!» Сделали ему грим, повезли в Москву и там в течение двух дней утвердили. Правда, он оказался мощнее, чем Видов, и пришлось нашей костюмерше перешивать на него все костюмы.
- Анастасию Вертинскую тоже вы открыли?
- Когда снимали «Алые паруса», Настя была десятиклассницей. Мы знали, что она очень красивая, да и ее мать, Лидия Владимировна, сыгравшая в «Садко» Птицу Феникс, была красоты необыкновенной. Во время съемок Вертинский как-то зашел в павильон, посмотрел на жену и сказал: «Господи, я даже не думал, что ты у меня такая красивая!» А ведь ей было очень тяжело: она сидела на узкой подставочке, подтянув ноги к груди. Она терпит-терпит, а потом говорит: «Лукич, больше не могу — у меня задница затекла!» Вообще, у отца всегда снимались очень красивые актрисы — Тамара Макарова, Алла Ларионова, Лариса Голубкина.
- Говорят, он и в жизни был большим любителем женщин.
- Папа очень любил женщин, и женщины любили его. Отец был женат несколько раз, и меня воспитывала не моя родная мама, а его вторая жена, оперная певица, я ее очень любила. Но он и с ней разошелся. Снова женился на очень хорошей женщине, звукооператоре Бляхиной. У них были прекрасные отношения, потому что очень важно, когда любят и понимают не только тебя, но и твою профессию.
- От чего он умер?
- Врачи его неправильно лечили! Почему-то решили, что у отца больное сердце. Оказалось же, что сердце у него здоровое, а вот почки — никуда! Но, когда хватились, делать пересадку было поздно. Я хотела отдать ему свою почку, но она бы его уже не спасла. Он умер, месяца не дожив до 73-летия. Папа мечтал снять «Тараса Бульбу» с Сергеем Бондарчуком в главной роли и «Слово о полку Игоревом»! Но не успел Да и не подписывали ему «Тараса Бульбу», говорили, что неактуально.
- Каким вы помните отца?
- Добрым, общительным, щедрым. Он очень любил людей, с которыми работал. Ему платили и постановочные, и премии, а он после картины почти все деньги раздавал своей съемочной группе. Заранее заготавливал конверты с энной суммой денег и в знак благодарности преподносил. Он был очень хлебосольным, у нас дома всегда было много гостей. Причем приходили артисты, которые и не снимались у него никогда, — Гиацинтова, Бирман, Берсенев, Черкасов, с которым папа дружил. Но, если надо, мог быть и строгим. Во время войны мы с классом подделали отметки и не ходили на уроки казахского языка. Папа хотел меня наказать, и от родительского гнева меня спасли Сергей Эйзенштейн и Серафима Бирман, которые по очереди меня прятали. А потом ходила на уроки казахского и даже экзамен сдавала.
- Сейчас что-то помните?
- Только две фразы: «Я тебя люблю» и «Говорит Алма-Ата. 6 часов 15 минут».