Події

Услышав по радио, что гитара, победившая на конкурсе, стоит 12 тысяч советских рублей, заключенные написали в редакцию: «такие деньги собрать в тюрьме не проблема. Пришлите нам адрес гитарного мастера»

0:00 — 27 квітня 2005 eye 2204

Житель Запорожья Виктор Васильев, который четверть века создает музыкальные инструменты, сделал лютню по образцу XVIII века

Виктору Васильеву, высокому, импозантному, черноволосому, самой природой предписано красоваться на сцене. Он и красуется, исполняя каждый вечер в одном из престижных городских ресторанов цыганские романсы под собственный гитарный аккомпанемент.

В ресторан частенько приходят ужинать концертирующие в Запорожье звезды. Услышав пение Васильева под гитару, они интересуются, почему он не пробивается на большую сцену. А когда ужинали Магомаев и Синявская, то Муслим даже выпустил из рук карликового той-пуделя Чарлика (этот серенький пуделек — любимец супругов, он сопровождает их во всех поездках уже много лет), чтобы поаплодировать Васильеву.

Музыканту предлагали хороший контракт в Америке — отказался. Говорит, общения с семьей и друзьями не заменить никакими заработками. А самое большое удовольствие Васильев получает, когда собственными руками создает гитару или лютню. Он занимается этим уже четверть века и стал одним из самых именитых в Украине мастеров гитарных дел.

«Я циклевал дерево микрон за микроном с помощью осколка стекла»

- В молодости я работал в оркестре Запорожского музыкально-драматического театра имени Щорса, — рассказывает Виктор Васильев.  — Увлекался старинной музыкой и гитарой. А поскольку предшественницей гитары была лютня, захотелось освоить и ее, чтобы сыграть музыку эпохи Возрождения как бы в подлиннике, ведь специально для лютни писали многие знаменитые композиторы, например Бах. Но где можно было достать лютню в 1979 году? Я знал тогда одного исполнителя на этом инструменте — москвича венгерского происхождения Шандора Каллоша. Еду в столицу, нахожу телефон Каллоша, договариваюсь о встрече. Но в тот же день у Шандора украли машину, в которой лежали и его лютни, ему было не до меня, и я вернулся ни с чем.

В то время в Запорожье был известный гитарный мастер Алексей Невенчанный (сейчас он живет в России). Он заставил меня поверить, что можно «построить» инструмент самостоятельно, не имея специальных знаний, дал чертежи лютни работы Германа Хаузера 1921 года из Британского музея. И начал я по этим чертежам «строить». Ореховые заготовки толщиной 8 мм нужно было утончить до 2 мм. Сострогать дерево я не смог, так как не знал, как правильно заточить инструмент. Пришлось циклевать орех микрон за микроном с помощью осколка стекла. Непросто было и подогнать 9 частей корпуса лютни друг к другу. В общей сложности работал над инструментом 11 месяцев. Не забуду, как волновался, натягивая на лютню струны, буквально дрожал. Но прозвучала она прекрасно! Тогда-то и понял, какое это увлекательное дело.

В театре я создал камерный ансамбль старинной музыки, в котором играл на лютне. Позже, чтоб овладеть секретами дерева, устроился на мебельную фабрику, где проработал два года, получив VI разряд столяра-краснодеревщика.

Вторую свою лютню, будучи в гитарном деле уже не новичком, сделал через несколько лет. Ее специально заказали для сотрудника испанского посольства в Москве. С ней связан такой эпизод. В Запорожье гастролировал английский театр, а в составе его был лютнист, которого кто-то привел ко мне в мастерскую. Увидев лютню, англичанин буквально испытал шок: откуда в украинской глуши старинный инструмент? Честно скажу, с удовольствием наблюдал за его реакцией. Гость мне подарил ноты, записанные двумя способами — табулатурой и обычными нотами. До этого табулатуру, старинный метод записи лютневой музыки, мне видеть не приходилось.

Третья построенная мною лютня попала в Луганск, четвертая, которую только что закончил, скоро отправится в Израиль, ее заказал в подарок дочери один тамошний скрипичный мастер.

«В гитаре должно помещаться… 26 бутылок водки»

Купить даже простенькую акустическую гитару в Советском Союзе было сложно всегда. В Запорожье индивидуальные заказы на качественные классические гитары выполнял Алексей Невенчанный. Несмотря на большую цену, 500 рублей, спрос был стабильный. Васильев решил организовать массовый выпуск дешевых инструментов среднего класса, благо наступившая горбачевская «оттепель» способствовала развитию бизнеса. Но первая в городе мастерская по изготовлению гитар просуществовала недолго.

- Мы выпустили 12 гитар, прежде чем я понял: на конвейер это производство не поставишь, — продолжает Васильев.  — Мало сделать инструмент — нужно довести его до хорошего звучания, на что уходит времени больше, чем на основную работу. Источником заработка «строительство» гитар не стало, но превратилось в серьезное хобби. Это для меня как наркотик. Голова все время занята разгадкой того, как добиться настоящего звучания струны. Если форма гитары давно имеет классические каноны, то внутреннее ее «убранство» не определено, у каждого мастера свое количество ребер жесткости, разная толщина составных элементов. Я, например, экспериментальным путем, меняя глубину корпуса, установил, что оптимальный объем воздуха в нем должен составлять 13,5 литра. Говоря шутливым языком, в гитаре должно помещаться 26 бутылок водки… Главное, чтобы издаваемый инструментом звук подражал человеческому голосу, самому совершенному инструменту.

Руками мастера создано 90 гитар. В год Васильев делает 2-3 инструмента, и отбоя от заказчиков нет. Его клиенты — преподаватели училищ и консерваторий, исполнители. Хороший концертный инструмент всегда в дефиците. Гитарные мастера давно «переселились» в Иркутск, Москву, Киев, Израиль, Германию.

В 80-х годах прошлого века в СССР вышла энциклопедия, в которой названы лучшие гитаристы и гитарные мастера страны того времени. Есть в ней и запорожец Виктор Георгиевич Васильев.

В 1984 году в Москве прошел первый Всесоюзный конкурс гитарных мастеров. Среди 60 участников конкурса был и Васильев. По правилам соревнования, зрители и жюри не знали, на чьих инструментах играли музыканты за непроницаемой ширмой. Многие в зале поставили высший балл за звучание гитаре, которая, как оказалось, сделана руками запорожского мастера. Победу тем не менее присудили другому. Инструмент же за очень большие деньги — тысячу рублей — у Васильева приобрел один страстный меломан.

А на последнем Всесоюзном конкурсе, состоявшемся в 1991 году в Мариуполе, Васильев занял первое место. Гитару-победительницу купил председатель минского клуба гитаристов Олег Копенков за 7 тысяч финских марок (у жителя Белоруссии с собой оказалась именно эта валюта). С этой гитарой связан такой анекдотический случай.

Председателем конкурса в Мариуполе был Валерий Петренко, единственный среди гитаристов народный артист Украины. Выступая по радио с рассказом о конкурсе, он пошутил, что гитара, занявшая первое место, стоит бешеных денег — 12 тысяч рублей. В ответ редакция получила письмо из тюрьмы, в котором заключенные сообщили, что собрать такую сумму для них не проблема, и просили выслать адрес Васильева. Позже Петренко сочинил об этой истории песню, которая так и называлась — «Гитара за 12 тысяч». Шедевр, насыщенный ненормативной лексикой, до сих пор популярен.

Виктор Васильев грустит о том, что редкими стали фестивали исполнителей музыки на классической гитаре. И мечтает когда-то построить свою скрипку, потому что этот инструмент — высший класс мастерства, постигать которое можно всю жизнь.