Озвученные главой Кабмина причины возникших в стране проблем ее первый заместитель Анатолий Кинах назвал попыткой «перевести стрелки»
«Бензиновый кризис» помимо тяжелых последствий для Украины показал, что в команде новой власти окончательно оформились два противоборствующих лагеря. А просьбы Президента к оппонентам пожать друг другу руки и мирно работать дальше создают, к сожалению, лишь иллюзию единства во властной команде. Разное видение той или иной ситуации на практике вылилось в открытое противостояние между премьером Юлией Тимошенко и оппонирующей ей группой из окружения Виктора Ющенко.
На последней встрече с журналистами глава Кабмина несколько завуалированно, но тем не менее ясно дала понять, что к нынешнему кризису с бензином причастны не только российские нефтяные компании, но и представители нынешней власти. «Как я читаю из определенных информационных источников, не без вмешательства второго крыла власти в Украине такие колебания (с бензином) начались», — цитирует слова Тимошенко «Украинская правда». Далее Юлия Владимировна разрушила миф о том, что институт украинских олигархов якобы ушел в прошлое вместе с предыдущим режимом. «Вы-то точно знаете, что не только бывшие олигархи сейчас работают против правительства, но и сегодняшние также хотят избавиться от этого правительства и используют для этого четкие властные инструменты», — заявила премьер-министр.
А чтобы ни у кого не осталось сомнений, о ком идет речь, Юлия Тимошенко сделала более чем прозрачный намек: «Вы знаете, сложилась неплохая традиция, когда секретари СНБО (сейчас это Петр Порошенко. — Авт. ) всегда подвергали критике правительство. Это старая модель, которая спокойно используется сегодня». Далее Юлия Владимировна несколько поиронизировала в адрес секретаря СНБО: «Я почитала критику Порошенко относительно правительства, и мне приятно, что такие высокие должностные лица делают перерыв в занятии бизнесом(!) и обращают внимание, что там делается в государстве». Напомним, что Петр Порошенко неоднократно заявлял о том, что избавился от всего своего бизнеса, однако, судя по этим словам, у премьер-министра есть совершенно противоположные данные.
Далее Тимошенко перешла к фигуре второго главного критика ее действий, который по иронии судьбы и по штатному расписанию Кабмина является ее первым заместителем. В отношении позиции первого вице-премьера Анатолия Кинаха она сначала скромно заявила, что, по-видимому, «у него такая функция, которая определена вторым крылом власти, чтобы публично демонстрировать отличную позицию. Может, это такое проявление демократии».
Как известно, А. Кинах настаивает на существовании списка предприятий, которые подлежат реприватизации. У премьера другая позиция: «Хочу официально заявить, что правительство Украины никакого черного списка не принимало, на заседании мы его не обсуждали и решение правительством не принималось. Я как премьер не знаю, откуда возник этот список, и прошу его серьезно не воспринимать». Юлия Тимошенко опять раскритиковала сам принцип составления подобных списков: «Когда в ручном режиме один из министров составляет список, хочу спросить: почему одни предприятия попадают в этот список, а другие не попадают? Без каких-либо решений суда, выводов других инстанций. Это просто попахивает коррупцией »
Позже, уже в узком кругу журналистов, премьер на вопрос представителей СМИ: «Почему вы не подаете представление на увольнение Анатолия Кинаха с поста первого вице-премьера?», по свидетельству интернет-издания «Обком», кратко, но емко ответила: «Всему свое время».
Сам первый вице-премьер Анатолий Кинах, судя по всему, идти на попятную тоже не хочет. «Вместо конструктивных подходов, со стороны премьер-министра Юлии Тимошенко наблюдаются лишь попытки «перевести стрелки» на тех, кто действительно проникается проблемами предпринимательства, что свидетельствует лишь о ее нежелании адекватно и объективно оценить ситуацию, грубо противоречит нормам деловой этики», — цитирует УНИАН заявление его пресс-службы.
Первый зам Тимошенко довольно резко отозвался о действиях своего начальника: «Недопустимо, когда кризисные явления сначала закладываются в государственный бюджет, а затем углубляются сложно прогнозируемыми решениями премьер-министра и экономического блока правительства». Именно так, утверждает Кинах, «по санкции Тимошенко в госбюджет на 2005 год с грубым нарушением Бюджетного кодекса было внесено более чем 100 изменений к налоговому законодательству». Характеристика начальника со стороны подчиненного далеко не из лестных: «Это существенно ухудшило условия ведения хозяйства субъектами экономической деятельности, в первую очередь — представителями малого и среднего бизнеса».
Поскольку внутриправительственный конфликт уже давно вышел за рамки собственно Кабинета министров, к его оценке подключились и отечественные политологи и эксперты. В большинстве своем они на стороне А. Кинаха и не видят причин для его отставки.
Так, например, руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко отметил, что «первая политическая перспектива у Кинаха — это стать во внутриполитическую, внутриправительственную оппозицию к премьер-министру. Такое часто бывает даже в более спокойных странах. А в оппозицию он никогда не пойдет. Я думаю, он останется в правительстве намного дольше, чем Юлия Тимошенко премьер-министром».
Директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев считает, что «на сегодня госпожа Тимошенко неадекватна ситуации не только по отношению к Кинаху. К сожалению, Тимошенко не является эффективным менеджером. И в этом смысле, как по мне, она просто ищет виновников в том, за что должна отвечать лично. Если говорить о судьбе Кинаха, я думаю, что оснований для каких-то неприятностей или отставки у него нет».
Ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Александр Дергачев заметил, что «Кинах известен именно как менеджер высокой квалификации с большим опытом, и в этом аспекте он является признанным и авторитетным специалистом». По мнению Дергачева, «понятно, что правительство вообще в первые три месяца работы не имело среди приоритетов малый бизнес, и Кинах оказался здесь крайним. Здесь он, скорее, формально отвечает, чем несет ответственность. Поэтому, я думаю, нет оснований говорить о том, что какие-то его перспективы ухудшаются. Он должен работать. И работать там, где он может работать, — в правительстве».
Вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко также комментировал сложившуюся в правительстве ситуацию. Отвечая на вопрос читателей во время чат-конференции в «Украинской правде», он сказал: «Складывается впечатление, что к ста дням правительства начался публичный тендер, объявленный украинскими и российскими наиболее влиятельными финансово-политическими группами на должность нового премьера и нового Кабмина, который бы отстаивал интересы прежде всего богатых людей.
Эта кампания, с одной стороны, направлена на дискредитацию многих инициатив и программ правительства Тимошенко, с другой — пытаются продемонстрировать существование другого правильного премьера с точки зрения этих структур.
Возможно, Анатолий Кинах не знает, что его хотят сделать новым премьером правительства, но стилистика нынешней дискуссии со стороны ее организаторов выглядит именно так».
P. S. Тем временем в журналистских кругах появился своеобразный тотализатор: делаются ставки на то, кто первым будет отправлен в отставку — премьер Тимошенко или первый вице-премьер Кинах.