Події

Коллекционер и меценат игорь понамарчук: «бывает, что посетители музея не могут сдержать слез. Даже мужчины плачут»

0:00 — 27 травня 2005 eye 2583

На днях в Киеве открылся частный музей «Духовные сокровища Украины» с собранием икон, которому нет равных в мире

В столице произошло небывалое событие: впервые за последние 100(!) лет открылся городской частный музей. Его название «Духовные сокровища Украины» по сути очень точно. На четырех этажах в доме номер 12 по улице Десятинной разместились шедевры: несколько сотен украинских икон XV-XVIII веков, фантастическая коллекция работ Марии Примаченко, полотна отечественных мастеров минувшего столетия! Перед этими музейными экспонатами посетители восторженно замирают, плачут и молятся.

А тем временем журналистская братия с настойчивостью врача-психиатра, расспрашивающего пациента, интересуется у создателя музея Игоря Тарасовича Понамарчука: «Почему вы это сделали?» Ну странно это. Непонятно. Ненормально: захотел человек — и подарил городу музей…

«Дети очень чувствительны к красоте»

- Игорь Тарасович, шесть лет назад в интервью «ФАКТАМ» вы говорили, что хотите открыть в Киеве музей украинской иконы. И, получается, данное себе обязательство даже перевыполнили. Откуда силы взялись на такой труд?

- А я с детства сильный. Жилистый. В семь лет вскапывал огород наравне с 16-летним хлопцем, дрова колол и носил по два ведра воды из колодца. Наша семья, как и многие коренные киевляне, жила тогда в частном доме. Во дворе рос огромный куст чайных роз, самых простых, но зато самых пахучих. И жасмин — до сих пор люблю этот запах. Дети ведь очень чувствительны к красоте. А она, считал Сухомлинский, зажигает в ребенке факел счастья, который не загасят никакие житейские невзгоды. Это правда. Красота, окружавшая меня в детстве, и любовь близких дали силу на всю жизнь. Какое это было счастье: утром просыпаешься, бабушка дает тебе дуршлаг, и бежишь босиком по траве собирать клубнику…

- Бабушка была верующая?

- Да, она каждый вечер молилась в углу перед иконой. Однажды я услышал: она просит, чтобы Бог меня хранил и дал все хорошее в жизни. Бабушкина простенькая жестяная иконка с образом Николая Чудотворца сейчас стоит у меня дома на самом почетном месте. Антикварной ценности она, разумеется, не представляет, но для меня драгоценна. И вот что удивительно: Бог дал мне много чудесных икон Николая Угодника. Среди них уникальная — «Святой Николай с житием» середины XV века.

В детстве Игорь Понамарчук, как многие мальчишки, коллекционировал значки и марки. Потом пришел черед книг, а затем он серьезно увлекся нумизматикой. В то время монеты дорожали почти ежедневно, и, неожиданно для себя став состоятельным человеком, Понамарчук начал коллекционировать произведения искусства. По профессии медик — врач-кардиолог высшей категории, однокурсник и коллега Екатерины Амосовой по работе в Киевском городском кардиологическом центре, — он считает, что всем нужно заниматься профессионально. И потому, 12 лет назад оставив прежнюю работу, стал одним из самых авторитетных в Украине коллекционеров.

Между прочим, еще во времена Третьякова, Терещенко и Ханенко собирание произведений искусства называлось СТЯЖАНИЕМ (ничего общего с нынешним стяжательством это не имеет). Меценаты СТЯГИВАЛИ рассеянные по свету шедевры в одну галерею или музей. И делали это не собственной корысти ради, а для блага своих соотечественников. Так поступает и Игорь Понамарчук. В учредительном документе о музее сказано с подобающей случаю торжественностью: «… Простой человек, искренне верующий, с любовью в сердце к Богу и Украине, по Божьей милости и благодати смог собственными силами собрать, отреставрировать и на веки вечные сохранить для народа Украины его святые иконописные образы, которые вместе с языком, песнями, народными обычаями и есть духовность, объединяющая и укрепляющая нацию, ее независимый дух и волю».

В кабинете директора музея рядом с изящным креслом в стиле ампир стоит клетчатая хозяйственная сумка. Но простая она лишь с виду.

- Взгляните-ка на эти «Святцы», — Игорь Тарасович достает из сумки книгу XVII века.  — Это единственный уцелевший экземпляр. Мне удалось собрать немало старинных церковных книг, есть среди них редчайшие — рукописные, XVI столетия! Их выставка еще впереди. В советское время храмы взрывали, а книги и иконы сжигали. Но все-таки находились люди, которые не побоялись хранить святыни. Книги маскировали за обложками томов Маркса и Ленина. А иконы выносили из огня и, рискуя головой, тоже прятали дома. Маленькую икону спрятать было легче, чем большую…

Практически все экспонаты, которые видишь в залах музея, были спасены чудом. Воинствующих атеистов пережила, например, огромная по размеру икона XVI века со сценами Страшного суда.

- Это самый большой и самый «страшный» суд в Украине, — шутит Игорь Понамарчук.

«Почему человек может заплатить две тысячи долларов за ужин в ресторане, а картину ни за что не купит?»

По оценке профессора иконологии Киевской духовной академии УПЦ доктора богословских наук Дмитрия Степовика, иконы в музее — церковного происхождения: с иконостасов, алтарей и притворов храмов. По уникальности произведений, уровню исполнения, полноте представленных традиционных сюжетов, сохранности, а также количеству икон в коллекции — ей нет равных среди частных собраний украинских икон не только в Украине, но и в мире.

- Собранные вами иконы намолены тысячами людей. Поэтому в залах какая-то особая атмосфера?

- Конечно. Музей к тому же расположен в святом месте, связанном с именем Андрея Первозванного. Здесь сконцентрированы очень мощные потоки светлой энергии. И люди это чувствуют. Бывает, молятся и не могут сдержать слез. Даже мужчины плачут. Известно, что среди икон есть исцеляющие, чудотворные. Я уверен: такие есть и в музее.

- Когда-то Киев хранила уникальная икона Богородицы, подаренная Византией и, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Ее выкрал из Вышгорода князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир. Сейчас все чаще поговаривают о том, что надо бы вернуть святыню на родину.

- Безнадежная затея! Даже интеллигентнейший из россиян академик Лихачев заявлял: «Никому ничего нельзя отдавать», что уж о прочих говорить. Эту святыню, как и многие другие, мы уже потеряли. Но надо думать о том, что еще можно сохранить! Та же Россия за несколько лет ввезла из-за границы культурных ценностей на миллиарды(!) долларов. И все почему? Там отменили налог на ввоз антиквариата частными лицами. Украина осталась единственной страной, где есть этот побор. 25-процентный!

Представьте: я покупаю за рубежом предметы украинской старины на 100 тысяч и должен заплатить еще 25 тысяч, чтобы вернуть на родину наши же раритеты. Это же дико! А если подходить с умом, сколько всего можно было бы возвратить в Украину с пользой и выгодой для нашей страны. Культурные ценности — такое же богатство государства, как его золотой запас. Только «трошки» лучше. Потому что золото как стоило, к примеру, 10 долларов за грамм, так и стоит. А произведения искусства растут в цене с каждым днем. Зачем покупать «лишний» «Мерседес», который через полгода вдвое подешевеет, если можно приобрести произведение искусства, которое и радует красотой, и дорожает?

- И как, прислушиваются к вашим доводам наши богачи?

- Нет! И это для меня загадка. Мне приходилось общаться с нашими миллионерами — они могут две тысячи долларов заплатить за ужин в ресторане, а картину ни за что не купят. Может, красоты не приемлют? Знаете, у меня уже давно появилась такая идея: взять и собрать однодневные траты богатых людей на рестораны и направить на какое-то одно благое дело. Это были бы миллионы гривен! Мне непонятно, почему человек, проедающий 100 долларов в день, не может дать один доллар на детский дом, картинную галерею или библиотеку? Почему богатый не делится?

- И вы еще удивляетесь, что вас называют белой вороной!

- Я не белая ворона. Во всем цивилизованном мире жертвуют деньги на развитие музеев, библиотек, школ искусств, закупку картин. И ведь многие люди в нашей стране могли бы открыть частный музей или галерею. Но не хотят. У меня до сих пор душа болит, что так и не удалось осуществить мечту: собрать в Украине воедино все или почти все из существующих сюжетов образа Богородицы. Их насчитывается свыше трехсот, и в мире сегодня нет подобной коллекции. В одиночку я не смог этого сделать. А никого из других коллекционеров так и не удалось на это подвигнуть. И многие редчайшие иконы разошлись в разные руки, исчезли за границей.

- Давайте поговорим о светлом, Игорь Тарасович. Слышала, что вы немало икон передаете в дар церквям…

- Да, обычно делаю это на праздники — Рождество, Пасху…

- … и что всякий раз после этого ваша коллекция каким-то мистическим образом снова пополняется.

- Расскажу о недавнем случае. Пришли ко мне из Кирилловской церкви, говорят: батюшке так понравилась у вас одна икона, не могли бы вы ее подарить? Как тут откажешь? Поехал в церковь с подарком. А на обратном пути, буквально через 20 минут, абсолютно случайно купил дешево прекрасную, редкую украинскую икону. Она уже висит в музее.

- То, что делает Игорь Понамарчук, — это подвижничество, — считает профессор Дмитрий Горбачев.  — И уже можно называть его имя в одном ряду с именами Терещенко и Ханенко. Преимущество же его коллекции в том, что она — украинская. Нас приучали к мысли, что раз украинское — значит, убогое. А в этом музее люди видят не один-два, а сотни национальных шедевров. И испытывают потрясение. Частное собрание икон Понамарчука больше, чем коллекция в Национальном художественном музее Киева. Причем все эти произведения искусства погибли бы, если б он не вытащил их на свет божий. Мне приходилось в свое время ездить по Украине и собирать иконы для художественного музея — удалось найти всего с десяток. Это тяжкий труд…

Украинскую иконопись мы по-настоящему открываем для себя только сейчас. К слову, она повлияла на знаменитых авангардистов XX века. Достаточно взглянуть, например, на одну из икон святого Николая в музее, чтобы в этом убедиться. Мастер XVI века расписал ризу угодника черно-красными крестиками, и этот узор попеременно образовывает то черный квадрат, то красный. Вот откуда Малевич! В общем, придя сюда, можно писать диссертацию. И просто любоваться этой красотой.

Музей Понамарчука — заведение не прибыльное. Напротив, его содержание убыточно. Это чистой воды меценатство. Входной билет в музей для ребенка пять гривен, для взрослого — десять, а для многих бесплатно.

- Но мне хотелось, чтобы как можно больше детей побывало здесь, — признается Игорь Тарасович.  — Отослал письма в Министерство образования, столичное гороно: приводите деток — детсадовцев, школьников — на экскурсии в музей БЕСПЛАТНО. И что вы думаете? Никакой реакции! Даже ответить не удосужились… Так что давайте лучше говорить о светлом. Покажу вам икону, одну из моих любимейших — «Бегство в Египет».

… Ступает по земле ослик с коралловыми копытцами и волнистой гривой. Везет маму с сыном. А отец идет рядом, с торбой через плечо — из нее выглядывают пила и прочий нужный плотнику инструмент… Так написать евангельский сюжет о бегстве в Египет Марии и Иосифа с маленьким Иисусом мог только наш художник. В Украине ведь у многих в роду были ремесленники. И коралловый цвет в народе любили, потому даже чернозем иконописец расцветил розово-алыми кустиками травы.

Мастер вложил в икону всю свою душу и чистосердечную веру. Для нас, потомков, старался. И не увидеть его труд — грех.