Сегодня, в Международный день защиты детей, известный творческий коллектив празднует 50-летие Настоящей фабрикой звезд считается столичный детский ансамбль песни и танца «Свчтанок». Из него в разные годы вышли певица Наташа Королева, экс-солистки «ВИА Гры» Света Лобода и Аня Седакова, телеведущая Анна Безулик и первый министр культуры независимой Украины Лариса Хоролец А можно ли уже в детстве определенно сказать, станет ли ребенок знаменитостью?
— Будущих звезд видно по характеру, — говорит художественный руководитель ансамбля песни и танца «Свчтанок» Евгений Досенко. — Помню, как лет в 13 Наташа Королева надела черные очки-»бабочку» и стала их носить на занятия и репетиции. Одно замечание, другое — реакции никакой. Хормейстер вызывала маму: мол, такие очки ассоциируются с девушками легкого поведения Наташа — ноль внимания. В тот год взорвался Чернобыль, и мы уехали в пионерский лагерь под Одессой. Там Наташа довела до белого каления физрука. Утренняя зарядка — она в очках. Он требует: «Сними немедленно!» Вызвали папу из Киева. Предупредили: «Если ваша дочь не снимет очки, проводите зарядку с ней сами!» И папа стал проводить зарядку для Наташи. «Я не буду «как все», — раз и навсегда заявила девочка. — Такие очки у итальянской певицы, и я тоже буду знаменитой певицей!»
— «Виагристки» Света Лобода и Аня Седакова тоже были «с характером»?
— Еще с каким! Особенно Аня Седакова. В 1989 году мы были на гастролях в Мадриде. Местные искусствоведы предложили нам пройтись по музеям. Только было требование, чтобы наши девочки-подростки были одеты, как дети, а не как девушки на выданье. Это дало бы право на покупку льготных билетов. И что вы думаете? Аня и еще две ее подружки оделись с точностью до наоборот — одним словом, во что хотели. Экскурсовод вежливо попросила их переодеться. Барышни удалились. А через пять минут вышли с косичками и в коротких — дальше некуда! — юбчонках. Вот вам характер — настойчивый, решительный! Но, кроме этого, Аня была у нас в ансамбле лучшей певицей и прекрасным организатором вечеров, капустников, дискотек.
— А Аня Безулик наверняка вела вечеринки?
— Да, талант ведущей у нее проявился еще в детстве. Как-то предстояло ехать на гастроли в Италию. Аню назначили ведущей концерта, заранее дали текст на итальянском. А она не только текст выучила, но за несколько недель овладела и итальянским языком. Все были в шоке!
— Несомненно, к вам приводили своих чад знаменитые родители — политики, спортсмены, артисты
— Самой активной родительницей у нас была Валентина Семеновна Шевченко — Председатель Президиума Верховного Совета УССР. У нас овладевал искусством ее сын Володя. Замечательная женщина! Несмотря на должность, всегда оставалась доступной. Она приглашала к нам на встречи Юрия Гагарина, Валентину Терешкову и даже глав государств — Иосифа Броз Тито, Эриха Хоннекера, Яноша Кадара, Войцеха Ярузельского. Помню, Броз Тито приезжал с женой-красавицей, лет на тридцать его моложе. Дети приготовили для него программу на 15 минут, а он сказал, что достаточно одной песни. Войцех Ярузельский в своих вечных черных очках поразил тем, что первым делом подписал договора об обмене опытом между польскими и советскими детскими творческими коллективами. В этот же год наши ребята поехали в польский лагерь.
— Ваш коллектив много гастролировал. Что поражало детей за границей?
— Многое. В 1995 году, к примеру, мы попали на фестиваль мороженого в Италии. От ассортимента дети были в шоке — всех цветов и ароматов! Впервые попробовали замороженный сок. Но особенно понравилось мороженое-жвачка. Это шарик мороженого в оболочке из жевательной резинки. Очень оригинально! Мороженое съедаешь, потом во рту остается резинка.
— А вы чем иностранцев удивляли?
— Ну, скажем, на тот же фестиваль мы приехали не с пустыми руками. Привезли номер в тему — «Корова». Я сижу в жюри, а дети на сцене изображают буренку. И вдруг один из организаторов спрашивает меня: «А почему именно корова?» Я сперва удивился. Неужели, думаю, непонятно: мороженое производится из молока, которое дает корова. И только после мне объяснили, что в Италии для приготовления мороженого давно уже используют не молоко, а сухие растительные сливки, ароматизированные порошки.
— Приходилось слышать, что ваш коллектив водила по своему дворцу сама королева Испании София.
— Это правда. Мы для нее были такой же экзотикой, как и она для нас. Какую королеву ожидали увидеть дети? В короне, пышном платье А она оказалась современной женщиной в деловом костюме, как учительница. Ей была интересна реакция детей, и она то и дело обращалась к ним: «Спрашивайте, что хотите, не стесняйтесь». Вопросов особо не было. И вдруг одна девчушка спросила: «Скажите, а где здесь туалет?» Королева улыбнулась и указала на дверь за бархатным балдахином. На что один мальчик сказал: «Надо же, а я думал, что там кабинет короля!»
— И все же лучше дворца для детворы, разумеется, были аттракционы. Ведь их у нас тогда практически не было
— Да, таких аттракционов, какие мы видели в Испании, у нас и сейчас, наверное, нет. Я только один опишу — аттракцион «средневековый замок». Вы туда только попадаете, на вас набрасываются два черных монаха и бросают в гроб. Крышка тут же захлопывается, и вы летите в пропасть. Жуть! Но детям, как ни странно, очень нравилось.
Около десяти лет Евгений Досенко проработал главным дирижером ансамбля Вирского. А попал на эту должность при фантастических обстоятельствах.
— В 27 лет меня, дирижера Львовского оперного театра, решили отправить на два года стажироваться в Московский Большой театр, — продолжает Евгений Иванович. — Я пришел на собеседование и сижу в приемной министра культуры УССР Романовского. Рядом мужчина с усиками: «Кто вы такой?» — «Дирижер». — «Что делаете?» — «Спектакль написал». — «Ой, как интересно» Отвечаю, а сам думаю: что за любопытство? Тут выходит секретарша министра: «Пал Палыч, министр ждет вас». После него захожу я. Романовский спрашивает: «Откуда вы знаете Вирского?» «Я не знаю Вирского», — отвечаю. «Как это? Вы же только что с ним разговаривали, и он пригласил вас к себе главным дирижером!»
Говорю Романовскому, что я вообще по другому вопросу, а он меня не слушает. Велит своим людям отвезти меня в гостиницу «Москва» и поселить в «люксе». Оттуда везут в филармонию, у порога встречает Вирский и сообщает, что сейчас меня представят коллективу. «Но, Пал Палыч, я вам не давал согласия!» А он: «Не страшно. Это потом » Меня представляют, а я думаю: «Ничего, сейчас я на вокзал и — домой, только вы меня и видели » Так и сделал. Приехал во Львов, вышел на работу. Проработал день, другой, а в выходной ко мне домой являются директор с секретарем парторганизации. Директор с ужасом говорит: «Женя, что ты наделал? Десять минут назад мне звонил министр культуры! Ты хочешь, чтобы Щербицкий позвонил?»
Я ведь тогда и не подозревал, что к Вирскому главным дирижером рвались многие, золотом готовы были платить: это же поездки по всему миру! Кстати, каждый раз перед гастролями в капстрану нас предупреждали: «Завтра вы увидите коммунизм. Но вы должны оставаться патриотами своей страны».
— Читала, что ваш коллектив получил в Испании первый приз за исполнение гопака. Детей забросали гвоздиками. Это был триумф. А поражения случались?
— Однажды мой 15-летний воспитанник — душа коллектива, талант! — попал на скамью подсудимых за то, что связался с бандой, которая отбирала у ровесников дорогие вещи. Я был в суде, парню дали два года. Перед отправкой в места отбытия наказания он попросил о встрече со мной. Я сказал: «Сынок, там будут разные люди. Ты помни одно — мы тебя любим и ждем». Он отсидел год, вернулся к нам и говорит: «Евгений Иванович, вы оказались правы, там были разные люди. И убеждали меня, что нужно жить, как они: «Год отсидишь — потом снова десять лет живешь, как король». А я закрывал глаза и вспоминал наши походы в Карпаты за ромашками». Сейчас мой воспитанник — врач-педиатр, хороший семьянин. Ради этого стоит работать.
— Евгений Иванович, а это правда, что однажды ваших подопечных после концерта осыпали золотом?
— Чистой воды! Было это в Италии в 1986 году. Наши дети участвовали в литургии и церкви «Аве Мария». Пастор объявил прихожанам, что это дети из Украины, где произошла Черно-быльская трагедия. Они приехали с молитвой за три тысячи километров. Неожиданно женщины в зале поднялись со своих мест, стали снимать с себя золото — кольца, цепочки, серьги — и надевать на девочек. Среди украшений были и бриллиантовые. «Вот она, сила искусства!.. » — подумал я.