Події

«когда я пришел в себя, меня уже поднимали на платформу метро на мягких носилках»

0:00 — 3 червня 2005 eye 174

69-летний киевлянин Федор Булдак, упав на рельсы, получил травмы, которые врачи называют несовместимыми с жизнью. К счастью, мужчину удалось спасти, но ему понадобится долгое лечение

«Пострадавший потерял более трех литров крови»

- Я не помню, как все произошло, — рассказал нам 69-летний Федор Булдак.  — Но точно могу сказать: я не самоубийца, чтобы бросаться под поезд. В тот день, 18 мая, я привез вещи в Центральную городскую клиническую больницу (бывшая Октябрьская), где регулярно прохожу лечение после перенесенного в 1998 году инсульта. Оформил все документы и пошел покупать продукты. Решил проехать одну остановку на метро. Но на станции «Дворец спорта» было много людей. Первый поезд, заполненный до отказа, я пропустил. Подходил второй. Что произошло дальше  — не помню. Пришел в себя, когда меня уже поднимали на платформу на мягких носилках…

- То, что наш пациент не помнит о случившемся, можно объяснить защитной реакцией организма, — говорит руководитель Киевской клиники ортопедии и травматологии НАН Украины, работающей на базе столичной больницы Ь 12, доктор медицинских наук, профессор Николай Терновой.  — Это бывает очень часто после дорожно-транспортных происшествий, падений с высоты, других ситуаций, когда человек получает тяжелые травмы. Ведь, согласитесь, жить, постоянно прокручивая в голове детали несчастного случая, намного тяжелее, чем просто не помнить о нем.

… После происшествия, о котором «ФАКТЫ» коротко рассказали 19 мая, мы постоянно справлялись о состоянии здоровья Федора Булдака. Но десять дней подряд слышали только одно: «Он в тяжелейшем состоянии в реанимации. Если выживет, это будет чудо». И вот в конце прошлой недели вместо привычных слов прозвучало: «Приезжайте. Федора Кирилловича перевели в обычное отделение, с ним можно поговорить».

- Честно говоря, мы не очень верили в то, что пациент выживет, — рассказывает руководитель отделения и центра ургентной специализированной ортопедо-травматологической помощи городской клинической больницы Ь 12, заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Самохин.  — Ведь Федор Кириллович получил тяжелейшие травмы. У него открытые переломы бедра и левой голени, множественные ушибленные раны ног, разорвалась селезенка, было внутрибрюшное кровоизлияние. Мужчина потерял много крови — больше трех литров! Все это спровоцировало развитие шока самой тяжелой степени — третьей. Считается, что такой шок — предвестник скорой гибели пациента. Он развивается как реакция на боль, травму и кровотечение: резко падает давление, человек буквально агонизирует. Мы в первую очередь обработали раны, вывели пострадавшего из шока и удалили селезенку. Наложили систему вытяжения на обе ноги. Два дня Федор Кириллович находился на аппарате искусственного дыхания.

«У меня жена-старушка, дочка и двое внуков. Как они теперь справятся?»

Федор Кириллович вынужден лежать неподвижно, ведь обе ноги зафиксированы. В ближайшее время ему сделают операцию, чтобы скрепить сломанные кости.

- Прежде чем назначить хирургическое вмешательство, мы должны были удостовериться в том, что больной сможет перенести анестезию и операцию, — продолжает Анатолий Самохин.  — Вообще, его нужно оперировать два раза, но для пожилого мужчины, у которого есть множество хронических заболеваний, это огромный риск. И мы решили подключить сразу две бригады: пока одна будет заниматься голенью, другая скрепит кости бедра. Так удастся свести к минимуму действие наркоза.

Настроение у Федора Кирилловича пессимистическое. Он хорошо понимает, что теперь его лечение и восстановление займут не месяц и даже не два. За одну минуту активный мужчина стал лежачим больным.

- Когда приходил в себя в реанимации, видел, как вокруг суетились врачи, — вспоминает Федор Кириллович.  — Они сделали, наверное, невозможное. У меня жена-старушка, дочка и двое внуков. Я их основная опора. Как они теперь без меня справятся…

После беседы с Федором Кирилловичем в коридоре к нам подошел его сосед по палате. Мужчина искренне сочувствует пострадавшему:

- Знаете, в первые дни, когда его перевели из реанимации, он кричал: «Дайте мне нож, я жить не хочу! Зачем меня спасали?» А ведь Федор Кириллович действительно чудом выжил. Это в его-то возрасте, при таких травмах! Но мы, соседи по палате, поддерживаем Федора Кирилловича как можем. Он уже поспокойнее стал. Вроде настроен на лечение.

Первоначально выдвигалась версия, что Федор Булдак упал в метровую щель между вагонами поезда, быть может, мужчину случайно толкнули спешившие пассажиры. Но, изучив все данные, сотрудники столичного метрополитена определили: пострадавший упал перед поездом, который подходил к станции.

- Видимо, этому человеку стало плохо, — объясняет начальник отдела по связям с общественностью и прессой Киевского метрополитена Александр Субботин.  — Мужчина стоял достаточно близко от края платформы и, не удержав равновесия, сорвался вниз. Машинист поезда резко затормозил, затем этот участок рельсов был обесточен, и упавшего подняли на платформу, где уже были врачи «скорой». К сожалению, в метро время от времени происходят несчастные случаи. Нам удается узнать, что же стряслось, благодаря видеокамерам, которые установлены на большинстве станций. Бывает, люди намеренно бросаются под колеса подходящего состава. Любое происшествие сбивает ритм работы всего метрополитена, да и машинисту затем нужно прийти в себя. Для него это психологический стресс. Поэтому мы еще раз напоминаем: в метро нужно быть очень осторожными и выполнять требования дежурных по станции — не заходить за ограничительную полосу, нанесенную на край платформы, не толпиться, не брать двери штурмом. Иначе можно серьезно пострадать.