Полтавские стражи порядка с таким пристрастием искали преступника, что явки с повинной написали четыре(!) ни в чем не виновных(!!) человека
Как уже сообщали «ФАКТЫ», в Полтаве начался суд над 27-летним Русланом Худолием и его 21-летним братом Александром из райцентра Карловка, от рук которых пострадали 60 человек и погибли 32. Большее количество жертв «висит» на старшем из братьев — бывшем солдате Внутренних войск, ставшем после демобилизации главарем банды, которая совершала преступления на территории Закарпатья, Полтавской области и Крыма. Один из ее участников — Василий Бук из Мукачево — был убит своим же сослуживцем и подельником Русланом Худолием незадолго до ареста последнего.
Когда смотришь на Руслана, невольно начинаешь искать в его облике какие-то особые черты, выдающие в нем жестокого убийцу. Человек среднего роста, худощавый, с продолговатым лицом, заостренным подбородком. Голубые глаза, черные брови, немного нависающие над глазами, придают ему слегка суровый вид. На самом деле Худолий — циничный и хладнокровный убийца.
За свою жизнь Руслан не работал ни дня. Получив в местном училище профессию пчеловода-водителя, ушел в армию. Вернувшись, работать по специальности не стал. «Гнуть спину за 150 гривен не хотелось», — пояснял он суду. Пытался устроиться то ли в милицию, то ли в ГАИ. Но мест не было, а давать взятку за прием на работу Худолий посчитал ниже своего достоинства. Впрочем, в областной госавтоинспекции его все же поставили в резерв. Барменом-официантом, тонкости профессии которого Руслан полгода осваивал в Полтаве, он тоже не работал. А пока стоял на учете на бирже занятости, постепенно приобретал навыки профессионального убийцы.
- У меня на всех милиционеров появилась злость после случая в Мукачево, — откровенничает подсудимый. — Я поехал в гости к Васе Буку, и там еще с одним парнем мы решили ограбить магазин. Но нас задержал милиционер, привел в дежурку и, наставив пистолет, стал звать на помощь охрану. В это время Вася, который прихватил с собой «Беретту», переделанную из газовой в боевую, выстрелил в него. Раненый бросился за нами, начал стрелять прямо на улице. Выпустил по нам целых две обоймы — шестнадцать патронов! Но не попал ни в кого. Хотя запросто мог убить случайных прохожих.
Вернувшись в тот раз домой, Руслан уже наверняка знал, чем будет заниматься.
Вызов милиции Руслан бросил в конце ноября 1998 года, через полгода после демобилизации из армии. Тогда его жертвой стала 50-летняя Любовь Сизоненко, жительница Карловки. Женщина поздно возвращалась с вокзала с небольшой сумкой, которая и привлекла направлявшегося домой Руслана Худолия. Дав намеченной жертве уйти подальше от людных мест, он три раза ударил ее по голове обрезком металлической трубы, выхватил из рук сумочку и убежал. Руслан утверждает, что намерений убивать женщину у него не было. Рассчитывал на то, что она просто потеряет сознание. Но сила ударов оказалась такой, что шансов выжить у Любови Сизоненко не оставалось. Ее, лежащую на тротуаре возле старого городского кладбища, обнаружили случайные прохожие, которые и вызвали «скорую». Медики констатировали у женщины разрушение костей основания черепа и размозжение правого полушария мозга. Утром, не приходя в сознание, она умерла в реанимации районной больницы.
В украденной сумке Худолий обнаружил вязание, бижутерию, документы — и никаких денег! «Ошибка вышла», — объясняет он сейчас суду. А после суда в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» сказал: «Если бы тогда милиция по горячим следам стала раскрывать убийство, меня бы наверняка нашли. Достаточно было вывезти на место служебную собаку, она тут же взяла бы след, ведь я тогда не пользовался транспортом. А снег в ту ночь пошел только под утро».
Подобные ошибки в дальнейшем Худолий больше не совершал и на «дело» отправлялся на велосипеде. Множество смертей, которые сеял в округе неприметный молодой парень, поражают своей нелепостью. В первый день рассмотрения уголовного дела по конкретным эпизодам в Апелляционном суде Полтавской области не было установлено ни единого факта, подтверждающего, что Руслан Худолий имел весомую материальную выгоду от убийств четырех(!) человек.
Похоже, некоторые его «подвиги» — цепь взаимосвязанных случайных поступков. Например, увидев в городском парке человека с кобурой на поясе, Руслан решает, что ему надо раздобыть револьвер, так как с обрезом неудобно ходить, особенно днем. Узнав, что попавшийся ему на глаза человек — охранник местного элеватора, Худолий спустя несколько месяцев совершает вооруженное нападение на дежурного охранника ОАО «Карловский элеватор» Сергея Чепеля, а заодно убивает и его сменщика Павла Жалкого, некстати появившегося минут через пять в дежурке, где уже лежал труп его напарника. Это случилось 24 марта 2001 года. С элеватора Руслан вынес 200 гривен, оказавшихся в бумажнике одного из погибших, хотя не за ними охотился. Оружие ему так и не удалось раздобыть, поскольку уже с полгода охранники им не пользовались — согласно распоряжению начальника областного управления милиции, они сдали его в РОВД. То есть Худолий убивал людей, даже не зная, чем поживится в конкретном случае.
Вторым по счету в списке «ошибочных» жертв Худолия был 39-летний Георгий Голуб, житель села Федоровка Карловского района. Как рассказывает убийца, осенней ночью 2000 года он приехал в Федоровку, чтобы раздобыть домашней живности. Сам он в то время был женат, имел малолетнюю дочь и жил отдельно от родителей в селе Поповка. Кражами занимался регулярно, о чем, кстати, его жена знала. Обычно воровал птицу. Счастье тех хозяев, которые в этот момент спали и шума не слышали. Ибо встреча с вором ничего хорошего им не могла обещать, поскольку на кражи Руслан отправлялся с монтировкой и обрезом охотничьего ружья. Он купил его по случаю у одного деда, торговавшего всяким железом на рынке в Карловке, по сходной цене.
- Дело было даже не в цене, — говорит Руслан. — Просто шел по рынку и увидел объявление: «Продам ружье». Думаю, пригодится. Воровать-то ночью было опасно. Что там та монтировка! Ею только замки хорошо взламывать. А могла и собака напасть, могли разбуженные хозяева нечаянно закрыть меня в сарае. Поэтому оружие (на всякий случай) мне было необходимо. Сделав из двухстволки обрез, я его всегда брал с собой, когда шел на преступление.
В тот раз Руслан пришел на подворье, где жила пожилая женщина. У нее гостили ее дочь Алла Вишневская с тремя несовершеннолетними детьми и своим гражданским мужем Георгием Голубом. Сначала вор направлялся в другой двор, но там собака подняла сильный лай. Тогда он прошел дальше. Старый Тузик на подворье Вишневских залаял и притих. Худолий приблизился к сараю. Его не остановило даже то, что во дворе был включен свет, и в доме не спали.
- Было два часа ночи, Жора со старшим сыном смотрели бокс, — вспоминает Алла Вишневская. — Я ждала мужа, чтобы идти на дачу, где мы держали двух коров. Жора три раза в день доил их, поскольку у меня больные руки. Господи, он такой хороший человек был! Прожила с ним четыре года. Душа в душу жили, обвенчались, вот только расписаться не успели. Работал Жора электриком на току, все его уважали. Он из Белоруссии приехал в Украину, ему здесь нравилось. Говорил, не может здешним воздухом надышаться. Над каждым росточком на огороде сидел, каждый лелеял. Дети его сразу папой стали называть. Младшего, Витасика, на плечах в первый класс нес, со школы ездил его забирать на велосипеде. А когда не стало Жоры, сынок целых две недели не разговаривал — такой сильный стресс получил.
Я первой вышла во двор и заметила возле сарая слабый свет от фонарика. Окликнула: «Кто там?» Мне никто не ответил. Тогда бросилась в хату: «Чужие во дворе!»
- Так это вы были? Что ж вы толкнули мужа под пулю? Зачем надо было поднимать крик? — Руслан попытался цинично предъявить претензии убитой горем женщине.
По словам Худолия, выбежавший из хаты мужчина крепкого телосложения кинулся догонять его, и, спасаясь, он «вынужден был» нажать на курок. Его обрез тогда был заряжен дробью и пулей. Пуля прошила Георгия насквозь и, разбив стекло, вонзилась в стену дома. Георгий скончался в считанные минуты от потери крови прямо на пороге хаты.
Шесть индюков, украденных в ту трагическую ночь, Руслан выбросил вместе с мешком где-то за селом. Следствие оценило их стоимость в 250 гривен. В 5 тысяч гривен Алла Вишневская оценила свои моральные убытки. С такой суммой подсудимый не согласился.
- Пять тысяч за жизнь — это немного, — заметил он. — Но я не убивал человека за эти деньги. Я не шел убивать его. А жизнь не вернуть ни за пять тысяч, ни за миллион.
- Засиделся уже здесь, — оценивая ход судебного процесса, констатировал Руслан. Весь его вид говорил о том, что ему все надоело. Надоели глупые, по его мнению, вопросы государственного обвинителя, не оказывал ли он помощи потерпевшим, не возмещал ли ущерба. «Ну кто же добровольно будет сдаваться?» — ухмыльнулся Худолий. Мой вопрос, не снятся ли ему кровавые картины преступлений, Руслан тоже посчитал наивным. «Не снятся. Я об этом не думаю. Поймите, разбои и убийства я совершал механически, для меня это было обыденным делом. Вот так, как вам писать статьи. Привык, по-другому уже не мог».
И все же об одном убийстве, как выяснилось, Худолий сожалеет. Об убийстве Василия Бука. «Хороший парень был, жаль его. Но пришлось убрать — уже земля под ногами горела. Тут столько милиции понаехало из Киева, ту бедную Карловку так перерыли »
- К вам тоже наведывались?
- Да, один раз милиционер приходил. Спросил, кто я такой, на что живу. Я ответил, что езжу на заработки в Москву.
- Наверняка не думали, что вас задержат?
- Даже мысли не допускал. Иначе зачем же тогда покупал дом в Полтаве, мебель?
- За награбленные деньги?
- А за какие же еще?
- Строили планы на будущее?
- Наметил уже два двухэтажных особняка в Полтаве, думал, возьму их и пока остановлюсь. Я ж говорил, сюда милиции понаехало, меня искали, тяжело становилось работать.
- Вас вычислили по мобильному телефону?
- Как дурачка какого-то! За год до этого я совершил разбой в Симферополе и взял там мобильный телефон. Карточку выбросил, а трубку оставил. Потом подключил ее, не подумав, зараза, что через спутник можно фиксировать любой номер телефона и место нахождения абонента. Меня какое-то время прослушивали, потом взяли. Пять суток все отрицал, а надо было сразу во всем сознаться. Если бы не отпирался, наверное, брат не сидел бы сейчас со мной. А то начали рыть, и его задержали.
Кстати, Александр подал заявление в Апелляционный суд, в котором признает факт присутствия при убийстве пятерых членов семьи Чинаховых из Федоровки, но указывает на то, что милиция выбила из него явку с повинной, применяя недозволенные методы. Этот факт будет проверяться. Интересно, что по делу об убийстве Чинаховых «явки с повинной» писали четверо жителей Карловки. Один человек, проходящий по другому делу, до сих пор находится в тюрьме. И даже там долгое время продолжал утверждать, что именно он является убийцей своего отца. Причем, говорят судьи, выносившие ему приговор, защитить мнимого преступника не представлялось возможным — его показания были последовательны и доказательны. Теперь появилась надежда, что к концу года он таки выйдет на свободу. По логике, его место должны будут занять те правоохранители, которые слишком пристрастно пытались раскрыть серию карловских преступлений. Не странно ли, что настоящего убийцу «вычислила» не многочисленная армия милиционеров, подтянутых в регион, а крымские правоохранители, связавшие воедино серию преступлений на полуострове? Кстати, они же составили психологический портрет убийцы, которому Руслан Худолий соответствует практически полностью.