Україна

В киеве начался суд над «бандой оборотней»

0:00 — 16 червня 2005 eye 188

Во вторник в Апелляционном суде столицы начались предварительные слушания по делу «банды оборотней», сообщило информагентство «Интерфакс». В зале присутствовали 12 обвиняемых, семь из которых находятся под арестом и пятеро — на подписке о невыезде, а также шесть потерпевших. На заседании отсутствовал член банды Юрий Нестеров, который пошел на сотрудничество с правоохранителями и находится на подписке о невыезде. Адвокат Нестерова, на которого уже дважды покушались, заявила, что появление ее подзащитного в суде ставит под угрозу его жизнь.

Напомним: расследование «дела оборотней» началось в 2000 году, примерно в то же время, когда исчез Георгий Гонгадзе. УБОПовцы получили сведения о том, что несколько их коллег занимаются похищениями и убийствами людей. Информацию начали проверять, разрабатывая выявленную банду, но процесс тормозился из-за того, что некоторые подозреваемые могли влиять на ход расследования.

Несмотря на то что бандиты шифровали телефонные переговоры, использовали в своей деятельности полученные навыки оперативной работы, группе, занимавшейся расследованием, к концу 2001 года удалось определить костяк банды. Задерживать преступников начали весной 2002 года. Как уже сообщали «ФАКТЫ», первым из ментов-оборотней взяли старшего следователя по особо важным делам ГУ МВД Украины в Киеве майора Василия Ворона, вскоре задержали бывшего старшего уполномоченного по особо важным делам Боярского отдела БОП Игоря Гончарова. При задержаниях они пытались бежать, отбивались, кусались, кричали прохожим, что их похищают. Всего на то время было известно о восьми участниках банды, среди которых был замначальника отдела ГУ криминального поиска МВД подполковник Коленко, а также несколько гражданских лиц.

Следствие инкриминирует обвиняемым 11 убийств, совершенных в 1997-2001 годах, в частности два убийства подельников: УБОПовца Перевалова и бойца «Сокола» Евтушко. Они участвовали в организованном Гончаровым ограблении фуры с чаем и потребовали от главаря денег, чтобы сбежать за границу, но получили полиэтиленовые кульки на головы. Также Гончаров убил из ревности учителя музыки. В основном же бандиты убивали похищенных с целью выкупа бизнесменов, причем многие подсудимые показывают, что почти во всех убийствах Гончаров принимал личное участие, а сами они думали, будто выполняют тайную правительственную программу по борьбе с «теневиками» (некоторые из похищенных вели не только легальный бизнес).

1 августа 2003 года Игорь Гончаров умер в больнице скорой помощи. Официально признано, что причиной его смерти стали побои в СИЗО. Неофициально выдвигалась версия, что в больнице умер не Гончаров, а неизвестный, которого отравили и выдали за экс-УБОПовца. Основывалась она на предположениях некоторых экспертов о том, что шрамы на теле умершего, оставшиеся у Гончарова после перенесенных операций, были похожи на косметические. Предполагалось также, что Гончаров умер не от побоев, а от специально введенного лекарства, оказавшегося для него смертельным.

На допросах Гончарова всплывала тема Гонгадзе, но правоохранители не очень прониклись причастностью «банды оборотней» к похищению и убийству журналиста, сочтя это способом затягивания времени и увода следствия в сторону. Нежелание правоохранителей развивать эту тему, а также связь некоторых участников банды с преступным сообществом Киселя, которого также подозревали в причастности к исчезновению Гонгадзе, позволяет усомниться в полном отсутствии связи между «делом оборотней» и «делом Гонгадзе».

Вчера предварительное слушание дела продолжилось. Суд должен был назначить дату начала рассмотрения дела по сути, а также решить, проводить ли заседания в открытом режиме. Прокуратура и большинство обвиняемых были за открытое слушание. На закрытом режиме настаивала адвокат Юрия Нестерова — в целях его безопасности. Это свидетельствует о том, что на свободе остались сообщники «оборотней». Некоторые из них, возможно, до сих пор работают в правоохранительных органах. В 2003 году, накануне своей отставки с поста Генпрокурора, Святослав Пискун дезавуировал заявление своего заместителя Виктора Шокина о существовании «банды оборотней-2», возможно, связанной с первой. В настоящее же время возвратившийся на пост Генпрокурора Пискун заявил о том, что арестованы уже 30 новых «оборотней». Возможно, в закрытом режиме заинтересованы и правоохранители, пытающиеся отловить оставшихся на свободе преступников. Когда верстался номер, итоги слушания еще не были известны.