Події

«то, что я увидел, больницу не напоминает — это концлагерь»

0:00 — 30 червня 2005 eye 3525

По мнению медиков, причиной смерти десятков людей в Сватовской областной психиатрической лечебнице стал… голод Отправляясь накануне Дня медицинского работника в Сватовскую областную психиатрическую больницу (Луганская область), комиссия, состоящая из трех заместителей председателя облгосадминистрации и начальника облуправления здравоохранения, и не предполагала, что доведется увидеть в предпраздничный день. Посещение лечебниц подобного типа всегда оставляет тяжелый осадок, но то, что обнаружили проверяющие, буквально повергло их в шок.

«Я войну прошел и даже тогда не жил в таких условиях»

Сейчас в Сватовской областной больнице лечится более 600 пациентов, большинство из них пребывает здесь годами.

- То, что я увидел, больницу не напоминает — это концлагерь, — не может сдержать негодования исполняющий обязанности первого заместителя председателя Луганской облгосадминистрации Андрей Недовесов.  — Люди спят по двадцать-двадцать два человека в палате. При норме площади на одного больного семь с половиной квадратных метров, реально она составляет немногим более двух — места хватает лишь для кровати. Но даже кровати есть не у всех! Часть больных спит на сколоченных из деревянных досок нарах.

- Больные запуганы и находятся в подавленном состоянии, — добавляет начальник управления здравоохранения Луганской облгосадминистрации Ирина Комаревцева.  — Когда я спросила: «Как вас кормят? Выводят ли гулять? Как часто меняют белье?» (последний вопрос пациенты даже не поняли, хотя, по утверждению старшей сестры, постель меняют раз в 10 дней), больные заученно со страхом твердили: «У нас все хорошо, мы всем довольны… » К слову, большинство пациентов лечебницы дееспособны и голосовали на прошедших выборах… К нам подошел один больной, который находится на принудительном лечении уже 15 лет. Срок его пребывания здесь давно истек, но работники больницы, мотивируя тем, что от мужчины отказались четверо детей, ничего не предпринимают для выписки пациента.

- Создается впечатление, что руководству больницы выгодно длительное пребывание пациентов в стенах медучреждения, так как многие сотрудники одновременно являются и опекунами своих больных, получая за них пенсию, — замечает Андрей Недовесов.

- Кстати, тратят пациенты свои нехитрые сбережения в магазине, который находится на территории больницы и, по некоторым данным, является собственностью одного из близких родственников главного врача, — добавляет Ирина Комаревцева.

У всех членов комиссии создалось гнетущее впечатление от условий пребывания больных в Сватовской облпсихбольнице.

- Я не выдержала и спросила у главврача больницы: а вам по-человечески не жалко этих людей? — не может сдержать слез Ирина Александровна.  — Но Иван Викторович стал ссылаться на объективные причины — плохое финансирование и оснащение…

- Вся беда в том, что после выплат на содержание больницы, зарплату служащим, средств ни на что другое не остается, — оправдывается главный врач больницы Иван Русавский.

Между тем Сватовская психбольница входит в четверку наиболее благополучных(!) в финансовом плане лечебно-профилактических учреждений области. Бюджетом на этот год предусмотрено без малого шесть миллионов гривен вложений. По данным отчетов, за два минувших года больницей было приобретено мягкого инвентаря на сумму около

58 тысяч гривен: подушек — 350 штук, матрацев — 200, пододеяльников — 771, наволочек — семь тысяч(!), полотенец вафельных — тысяча.

- То, чем пользуются больные, — это не белье, — констатирует Андрей Недовесов.  — Простыни черные и изорванные, одеяла — сплошные лохмотья, а полотенец, по словам больных, они вообще никогда не видели.

- Я войну прошел и даже тогда не жил в таких условиях, — возмущался 81-летний пациент, показывая нечто (когда-то это была подушка), завернутое в коричневую якобы наволочку.  — Третий месяц не моемся. Последний раз нас водили в баню зимой!

- Витаминов никаких не получаем, много ли пользы от вонючей капусты, — всхлипывает сосед ветерана.  — Хлеб пекут из такой муки, что хоть шарики с него лепи и в футбол играй.

«В котле, где готовилась каша с курятиной на 600 человек, мы обнаружили… скелет единственной курицы!»

Посещение кухни стало для проверяющих наглядным подтверждением слов лечащихся здесь людей.

- В пищеблоке как раз готовился обед на более чем шесть сотен больных, — рассказывает Ирина Комаревцева.  — В котле, в котором по меню готовилась каша с куриным мясом, мы обнаружили… скелет единственной курицы! В котле с борщом при тщательном перемешивании обнаружены… два маленьких кусочка мяса, хотя со склада в этот день был получен 21 килограмм этого продукта (при норме отпуска мяса с учетом количества больных — 70 килограммов в сутки). В отдельной тарелке лежало 900 граммов фарша для приготовления фрикаделек для 130 пациентов(!), которым по меню положен суп. В емкость с чаем на всех больных было засыпано полкилограмма заварки. В хранилищах капуста, свекла, морковь были на 40-70 процентов поражены гнилью. Хлеба на всех не хватало. Кстати, хотя булочек и печенья здесь не пекли, расход муки за один только месяц 2005 года составил 15 тонн!

Областное управление здравоохранения насторожила деятельность руководства Сватовской областной психиатрической больницы еще в 2003 году, когда здесь за год ушло из жизни 59 человек. Среди них были люди в возрасте до 30 лет. Причем значительное число смертей вызвано заболеваниями органов пищеварения и хронической печеночной недостаточностью. Любой медик знает, что хроническую печеночную недостаточность вызывает белковое голодание. Следовательно, причиной высокой летальности больных в этом лечебном учреждении является… истощение, то есть голод.

Главврач лечебницы: «Я считаю, что все претензии к нам беспочвенны»

- По отчетам главного врача больницы, в 2004 году был произведен текущий ремонт во всех отделениях: окраска окон и полов, побелка стен, замена линолеума, ремонт санитарно-технического оборудования и системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, — рассказывает Ирина Комаревцева.  — За последние годы на эти цели больнице выделили почти 78 тысяч гривен, а за 5 месяцев этого — еще 21 тысячу. Но результатов проведенного ремонта мы так и не нашли: некрашеные доски пола, истертый линолеум, старое санитарно-техническое оборудование. В течение последних месяцев в больнице нет горячей воды. Больные самостоятельно стирают свои вещи в холодной воде. Условия для купания пациентов практически отсутствуют — в моечных на кирпичах установлено всего две ванны.

В 50-60-х годах прошлого столетия Сватовская больница считалась лучшей в Украине. В конце восьмидесятых, когда, к слову, больницей начал руководить нынешний главврач, ее приусадебное хозяйство было признано лучшим в Союзе среди подобных лечебных учреждений.

- Здесь был кирпичный завод, коровник, пастбища, сады, хорошее овощеводческое хозяйство, бахча, большой парк техники, — объясняет председатель Сватовской райадминистрации Евгений Рыбалко.  — Люди занимались трудотерапией. В ведении больницы до сих пор находится более тысячи гектаров земли, из которых 800 — сельхозугодья. Подсобного хозяйства — по документам — нет. На деле же все эти годы поля засевались, кем-то убирались, а куда шла прибыль от этой сельхоздеятельности, неизвестно.

Больные тоже сетуют: сейчас, мол, без дела сидим, а так бы грядки пропололи, помидорчики, огурчики, лучок, чесночок выращивали — и рацион был бы побогаче.

- Когда говорится, что приусадебное хозяйство может прокормить больницу, — это миф, — утверждает главврач Иван Русавский.  — Куда мы только не обращались еще в 2000-2001 годах с просьбой помочь его сохранить. Но, видя, что вопрос не решается, часть земли была отдана одной из местных агрофирм. Считаем, деньги от аренды будут подспорьем в нашей работе. Нашу деятельность проверяла и областная прокуратура, и районная, но ни один факт подтвержден не был. Поэтому я считаю, что все претензии к нам беспочвенны.

- Тем не менее мы будем просить прокуратуру Луганской области провести проверку деятельности Сватовской больницы, — считает Ирина Комаревцева.  — А пока моим решением от занимаемой долж-ности отстранен главный психиатр Луганской области. Судьбу главврача лечебницы Ивана Русавского будут решать депутаты областного совета.