Події

Китайская фабричная копия японского джипа «хонда» стоит у себя на родине… Около 11 тысяч долларов, цена же качественной малолитражки с кондиционером и электропакетом — 4-5 тысяч

0:00 — 1 липня 2005 eye 380

Производители из Поднебесной намереваются построить в Днепропетровске автозавод и выпускать… сто тысяч машин в год

Новинки из Азии сделаны по мотивам автомобильных «бестселлеров» прошлых лет

Чуть больше десятка лет понадобилось китайцам, чтобы занять третье место в мире после США и Японии по количеству производимых в стране автомобилей. Однако около года назад местный рынок начал, как говорят специалисты, «перегреваться». Если в 2003 году было продано на семьдесят процентов больше автомобилей, чем в предыдущем, то в 2004-м — всего на пятнадцать процентов. В нынешнем же году многие предприятия вообще столкнулись с падением продаж. Население не успевает богатеть настолько быстро, чтобы сметать в автосалонах все, что выпускают более сотни местных автозаводов — в стране продается около пятисот различных моделей машин восьмидесяти автомобильных марок. Вдобавок руководство Китая сознательно ограничивает число автомобилистов — получить права здесь стоит ни много ни мало… 500 долларов! Удивляться нечему — если все почти полуторамиллиардное население страны пересядет с велосипедов на автомобили, то дороги Китая закупорит одна гигантская пробка. Даже воды для мытья машин в стране не хватает — местные жители наловчились наводить на автомобили красоту, используя… чуть больше стакана специальной жидкости с химикатами.

Чтобы развиваться дальше, огромной стране необходимо выходить со своими самыми дешевыми в мире машинами на рынки других государств. До 2010 года китайцы намереваются увеличить экспорт автомобилей в двадцать раз. Причем экспансия не будет ограничиваться развивающимися странами с быстрорастущими авторынками вроде России, Бразилии и Индии. Бизнесмены из Поднебесной уже налаживают поставки машин в Европу и даже США. Не так давно первые три модели китайского автопроизводителя «Чери» появились и в Украине. Внешне «первопроходцы» очень напоминают «Дэу Матиз», «Сеат Толедо» и джип «Тойота РАВ4». Кстати, продавцы и не скрывают, что «черики» сделаны по мотивам этих широко известных в автомобильном мире «бестселлеров». Именно внешняя схожесть китайского «Чери Кью Кью» и «Дэу Матиз» (следующее поколение которого продается в Украине под названием «Шевроле Спарк») привела к судебному разбирательству между концерном «Дженерал Моторз» и компанией «Чери». Юристы американского концерна утверждают, что мини-автомобильчик со смешным названием «Кью Кью» почти полностью «содран» с «Дэу Матиз». Сходство подтверждается и тем, что многие детали у этих машин совместимы. Однако пока «Кью Кью» производилась для внутреннего рынка Китая, американцы медлили с подачей иска, ведь «Чери» — это фактически государственное предприятие, а кому хочется ссориться с правительством КНР? Но когда машинку начали поставлять в другие страны и она вступила в конкуренцию с «Матиз» и «Спарк», американцам, чтобы избежать падения продаж, пришлось снижать цену на свои автомобили. Разразился скандал. Любопытно, что это не первое шумное дело, связанное с именем «Чери». Концерн «Фольксваген» к своему удивлению обнаружил, что китайская компания применяет в конструкции машин некоторые запчасти, целиком скопированные с его автомобилей. Китайцев поймали за руку, но дело закончилось мировым соглашением.

У многих «китайцев» отделочные материалы более дешевые, чем у машин-прототипов

Правда, украинского автомобилиста моральная сторона вопроса в общем-то мало интересует. «Пиратская» машина или нет — важно, чтобы стоила она дешево и не ломалась. Однако цены на китайские автомобили даже с натяжкой низкими не назовешь. Если в самом Китае малышку «Кью Кью» с моторчиком объемом 0,8 литра продают за четыре-пять тысяч долларов, то у нас стоимость машинки — от восьми до десяти тысяч. Как объясняют продавцы, цена увеличивается за счет дорогой доставки и высоких ввозных налогов в Украину. Поэтому говорить о какой-то хваленой китайской дешевизне здесь не приходится — при большом желании обзавестись мини-автомобильчиком можно даже за меньшую сумму купить «Дэу Матиз» узбекского производства. Хотя многим женщинам «Кью Кью» с их веселенькими красненькими и желтенькими расцветочками нравятся больше. Машины смотрятся забавно благодаря круглым боковым зеркалам, окрашенным в цвет кузова. Кроме того, китайские авто подкупают своим богатым оборудованием — даже в самой простой и дешевой «Кью Кьюшке» обязательно стоит кондиционер.

Отдельная тема — качество «истинно» китайских машин. Дело в том, что в Китае находятся заводы почти всех мировых производителей, где контролируют производство иностранцы. Но есть и полностью отечественные предприятия. «Чери»  — одно из них. Трудно не обратить внимание на более дешевые, чем у машин-прототипов, отделочные материалы, большие зазоры между кузовными панелями. На первых тест-драйвах, которые уже начали проводить автожурналы, обнаружились и другие недостатки «китайцев» — дребезжащие зеркала, выпадающие крышки бардачка, шумный на высоких оборотах мотор. Добавили негатива и российские автомобилисты, которые столкнулись с продуктами китайского автопрома раньше нашего и уже заметили множество мелких недоработок. И, тем не менее, китайцам все прощается из-за цены. Единственное, что может реально вывести ее на конкурентный уровень, — производство машин в Украине. Правда, никто из специалистов не думал не гадал, что китайцы могут отважиться на выпуск своих автомобилей у нас так быстро — обычно компании долго «прощупывают» рынок, изучают спрос. Но вот буквально на днях в информагентствах появилось сообщение о том, что в Днепропетровске планируется построить завод по сборке автомобилей «Чери». Проектная мощность предприятия — сто тысяч машин в год. На первый взгляд такое заявление кажется фантастикой — у нас всего в год вместе с «Жигулями» и «Тавриями» продается чуть более двухсот тысяч новых автомобилей. Но если планы по созданию автозавода окажутся правдой, бой за покупателя с отечественными автопроизводителями предстоит нешуточный, что простых автомобилистов не может не радовать.