Девушки гадали на суженого, а люди семейные собирали лекарственные травы
Народный праздник Ивана Купала (7 июля) совпадает с церковным торжеством — рождением Иоанна Крестителя. Без преувеличения, в украинском фольклоре этому дню, а точнее, ночи накануне, посвящено самое большое количество легенд, преданий и обрядов. Так, еще с языческих времен сложилась традиция прыгать через очищающий костер, а еще купальской ночью искали цветок папоротника и гадали на суженого
Гуляли на Ивана Купала почти сутки: встречали праздник после полуночи с 6 на 7 июля (собственно, это и есть купальская ночь), а заканчивали веселиться аж следующим вечером.
Итак, по народным поверьям, на Ивана Купала девушки выясняли, когда замуж выйдут и с какой стороны им сватов ждать. Для этого девчата шли в лес и с песнями собирали цветы и душистые травы, из которых плели венки. Ночью венки с зажженными свечами пускали по реке и шли за ними по берегу. Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это означало, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — еще «дiвуватиме», потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам Важно было заметить, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и сваты приедут.
На Полтавщине существовал еще и такой обычай. Пущенный на воду венок старался перехватить парень (»перехмець») — суженый девушки. Чтобы он ничего не перепутал, девица вплетала в венок свои ленты и большой цветок — красный или белый. На Гуцульщине гадали по-другому. Перед тем как лечь спать, девушка вешала на крышу дома, забор или ворота небольшой веночек. Утром цветы и травы внимательно осматривали, не зацепился ли за них волосок и какого он цвета. По этому и узнавали, блондином или брюнетом будет будущий муж.
Праздник Ивана Купала очень любили дети, ведь в эту ночь им разрешалось не спать аж до первых петухов. Более того, малышня принимала участие в ночном купании и допускалась к очищению огнем — прыжкам через костер. На Черниговщине по сей день существует обычай, когда мальчики и девочки, надев на головы веночки, подражая взрослым, прыгают не через купальский огонь, а через крапиву или чертополох. Потом веточки колючих растений бросают в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!» Считалось, что теперь водоем очищен от чар всякой нечисти и в нем можно купаться. Детские венки в старину по реке не пускали, а относили в огород и надевали на капусту, чтоб кочаны большие выросли.
А еще ночь на Ивана Купала — время, когда маленькими, горящими, как огонь, цветочками расцветает папоротник. Наши предки верили, что для того, кто сорвет этот волшебный цветок, не будет ничего невозможного: ему откроются места, где спрятаны клады, без ключа отворятся любые замки, в него влюбится самая красивая девушка.
Но раздобыть цветок папоротника было очень тяжело, так как цветет он раз в год, всего мгновение, а охраняют его черти. Поэтому к выбранному заранее кусту папоротника парни отправлялись еще вечером. По преданиям, цветок можно удержать, только завернув в скатерть, на которой двенадцать раз освящен пасхальный кулич. Кроме того, ножом вокруг себя смельчак должен был очертить круг. Нож также полагалось освятить в церкви двенадцать раз. Чтобы черти не унесли, искатель сокровищ кропил себя святой водой и молился.
Старинная гуцульская легенда гласит, что, как только в лесу начнет темнеть (около девяти часов вечера), на смельчака поползут змеи, станут набрасываться звери, поднимется свист и рев — так бесы будут гнать из лесу непрошеного гостя. Однако, если парубок не оглянется и будет продолжать молиться, черти не смогут перейти круг. В полночь папоротник расцветает, и в то же мгновение цветок падает на скатерть, которую нужно быстро свернуть и спрятать под рубашку, а затем бежать, не оглядываясь. К сожалению, страхи, нагоняемые нечистью, так сильны, что их никто не выдерживает. Поэтому, по поверью, хозяином чудесного талисмана можно стать только случайно, причем черти все же умудряются отобрать его. Кстати, цветок папоротника ищут и в наши дни. Ведь «хто цю квiтку знайде — щастя матиме».
На Ивана Купала в селах изготавливали куклу-деревце. В разных областях Украины чучело делали по-своему и называли то Купалой, то Марой или Мареной. Так, на Средней Надднепрянщине и Волыни его изготовляли из веток вербы, а иногда и целого деревца, которое украшали цветами, венками и лентами. На Полтавщине Купалой было соломенное чучело в костюме замужней женщины, но с лентами на голове. В некоторых селах существовал обычай обвивать руки куклы венками.
Помимо купальского чучела, было принято наряжать самую красивую незамужнюю девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной или Купалой. На Киевщине молодежь ходила с Мареной в лес. Там девице завязывали глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Марена брала первый попавшийся венок и передавала его наверх. Вытащит гирлянду из свежих цветов — село ожидает богатый, веселый и благополучный год. Достанет увядшую — жди голода и несчастий.
На Слобожанщине парни приносили девушкам срубленное молодое деревце клена или вишни. За это молодых людей одаривали плетеными травяными шапочками. Парубки же преподносили девушкам сладости и ленты. Если же парень дарил возлюбленной ягоды черешни, особым способом свитые в «кукурузку», это означало, что он просит разрешения посвататься.
На Одесщине украшенную лентами ветку или молодое деревце несли к морю. Парни пытались Мару отобрать, для чего обливали девушек водой. Но возле моря молодые люди мирились, вместе садились в лодку и бросали куклу в волны.
Невозможно представить себе купальскую ночь без прыжков через костер. Обычай очищаться огнем пришел к нам со времен язычества. Вечером всем миром народ выходил за село, где с песнями раскладывали костер. Для него брали освященные в церкви ветки вишни. Кстати, в огонь обязательно бросали крапиву, чтобы прогнать злых духов. Первыми прыгали парни и девушки. Они брались за руки и отправлялись узнать свою долю. По поверью, если пара перемахнет через огонь и не разнимет рук — всю жизнь вместе будут. После молодежи через костер прыгали семейные люди — для очищения своих отношений от дурного глаза. Сквозь купальский огонь прогоняли скот, чтобы ведьмы не отбирали молоко и мор не цеплялся, сжигали сорочки больных детей, чтобы сгорали и болезни. Купальские костры не гасили, они должны были сами дотлеть.
Очистившись огнем, предки отправлялись купаться. Этот обычай связан с древнеславянской верой в то, что на Ивана солнце в воде купается. Прежде чем зайти в реку, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмивахш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мощ тiло i душу».
Молодежь шумно веселилась в воде, а супруги на берегу угощались варениками, голубцами и специальными бубликами-»свистунами».
Праздник Ивана Купала считался лучшим днем для заготовки оберегов на все случаи жизни. Поэтому семейные люди на рассвете отправлялись в лес собирать лекарственные травы. Предки верили, что растения, окропленные купальской росой, самые целебные. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Чередой лечили от золотухи, медвежье ушко собирали от нарывов, ромашку — детей поить, полынь — от болей в животе, а тысячелистник — для аппетита.
Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкапывая корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль, приговаривая: «Отець-небо, мати-земля, дайте рабам вашим вiд цещ трави здоров'я!» А в Закарпатье ходили в лес мужчины. Глава семьи должен был отломить от смереки верхушку — «царя». Дома с этой веточкой хозяин обходил пастбище, огороды, чтобы уберечь подворье от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от ведьм, злых духов, молний: «Iлько-громовик, обминай ту хижу, де х царi». На Буковине, собирая травы в Иван-день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала, нам на помiч давала!»
А девушки на рассвете Ивана Купала запасались приворотным зельем. До восхода солнца нужно было сорвать тырлич-траву. Ее веточки прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!» На Гуцульщине считалось, что срывать иванки «на чары» нужно обнаженными: если нарвешь в одежде, то зелье потеряет приворотную силу.
В статье использованы материалы, предоставленные Институтом фольклора Национальной академии наук Украины.
Для приготовления вам понадобится: 4 стакана муки, 12 яиц, 1,5 стакана сливочного масла, 2,75 стакана воды, 50-75 граммов сахарной пудры, соль на кончике ножа.
Из этих компонентов приготовить заварное тесто, затем сформировать бублики толщиной в полпальца и диаметром 4-5 сантиметров. Выпекать в духовке 30-40 минут. Готовые бублики посыпать сахарной пудрой.