Політика

Народный депутат виктор мусияка: «среди парламентариев, голосовавших девять лет назад за конституцию, тоже были совместители»

0:00 — 7 липня 2005 eye 386

Нынешних нарушителей Основного Закона депутатских полномочий лишают в судебном порядке

Похоже, к своему логическому завершению подходит конфликт, основы которого были заложены еще полгода назад, когда из Верховной Рады в исполнительную власть ушло около тридцати парламентариев. Уйти-то ушли, а вот расставаться со своими депутатскими мандатами не спешили. В итоге перманентные заявления премьера о том, что совместители уже расстаются со своим депутатством чередовались с опровержениями на этот счет спикера Владимира Литвина и представителей парламентского регламентного комитета. В очередной раз атака на нарушителей Конституции была предпринята накануне годовщины принятия Основного Закона. Президент Виктор Ющенко в который раз строго предупредил совместителей о необходимости принять мужское решение, где работать — в Верховной Раде или Кабмине и облгосадминистрациях. А затем Апелляционный суд Киева досрочно прекратил парламентские полномочия десяти депутатов-совместителей. Пожалуй, впервые в истории независимой Украины народные избранники в массовом порядке лишились своих мандатов по решению суда. Несмотря на то что попытки усидеть на двух стульях — в исполнительной и законодательной властях — предпринимались парламентариями и ранее. Так, народный депутат Украины Виктор Мусияка, девять лет назад участвовавший в подготовке проекта Конституции, рассказал «ФАКТАМ», что и тогда в Кабмине работали депутаты, не отказавшиеся от своих мандатов.

- Виктор Лаврентьевич, девять лет назад существовало два проекта Основного Закона Украины. Один готовила Верховная Рада, а второй разрабатывался в недрах Администрации Президента. Велико ли было противостояние?

- Парламентское заседание 27 июня 1996 года должно было быть заблокировано. Такая команда поступила «сверху». По этому поводу существовала договоренность с национал-демократическими фракциями. Они долго пытались мешать работе, не регистрировались, но в 10 часов заседание все-таки началось, работа над Конституцией пошла и, как известно, завершилась на следующий день утром.

- То есть нам следовало бы праздновать не день Конституции, а ночь…

- Она выдалась непростой! Ведь тогда половину депутатского корпуса составляли коммунисты. А нам для утверждения Конституции нужно было 300 голосов. Причем 100 из них — от «левой» части парламента. Так что некоторые статьи голосовали по два-три часа. Например, о символике, государственном языке, вопросам собственности и статусе Крыма. К семи часам утра все уже устали и охрипли, убеждая друг друга. Тогдашний спикер Александр Мороз ставит на голосование статьи, а ничего не получается! Помню интересный момент, связанный с голосованием.

Тогда тоже были депутаты-совместители, работающие в Кабмине. На заседании они присутствовали. И вдруг в самый ответственный момент стали потихоньку уходить из зала. Оказалось, возглавлявший тогда правительство Павел Лазаренко решил рано утром 28 июня провести выездное заседание Кабмина где-то в Черкассах, а посему министрам в срочном порядке нужно было выезжать! И тогда Александр Мороз сделал «ход конем» — он поставил на голосование постановление о лишении мандатов депутатов-совместителей, если они не вернутся в зал. В течение часа все были на своих местах!

- Этот вопрос актуален и сегодня. Совместители с мандатами расставаться не спешат…

- Не Конституция виновата в том, что ее нарушают. Ведь ее признают одной из лучших в Европе.

- Если она лучшая, почему тогда возникла необходимость внести в нее изменения?

- Возможно, приняв ее, мы несколько обогнали время. У меня складывается впечатление, что и нравственный, и моральный, и общечеловеческий уровень нынешних политиков не позволяет им представлять такой документ. Сначала нужно уважать права человека, уважать эту Конституцию! А многие приходящие во власть, потирая руки, сразу же начинают подсчитывать свои дивиденды от постов, Основной Закон даже не раскрывают. К сожалению, у меня сложилось впечатление, что даже наш Президент не очень хорошо ориентируется в 106 статье Конституции (определяющей полномочия главы государства.  — Ред. )…

От приходящих к власти новых людей всегда ждут последовательности и почитания принципов законности. А нынешняя команда начала с грубейших нарушений Конституции во время назначения губернаторов. И последовательно продолжает игнорировать Основной Закон. Поэтому и приходится соглашаться с необходимостью увязать действия Президента, правительства и парламента между собой, чтобы у народа была возможность решать судьбу и законодательной, и исполнительной власти. Если, к примеру, в отставку уходит Верховная Рада, значит, уйдет и Кабинет министров. Возможно, хоть это поможет нам бороться с политическими интригами и подковерными играми…