Но еще есть время для того, чтобы повернуть эпидемию вспять Миссия Агентства США по международному развитию (USAID) работает в Украине с 1992 года. За четырнадцать лет при участии этой организации были разработаны и внедрены в жизнь около сорока пяти программ, направленных на развитие демократии, экономические преобразования и улучшение охраны здоровья в нашей стране. Сумма, выделенная на эти цели американской стороной, достигает двух миллиардов долларов.
Подробнее рассказать о деятельности агентства «ФАКТЫ» попросили директора миссии Кристофера Кроули, который шесть последних лет работал в Украине и в скором времени планирует вернуться на родину.
- Господин Кроули, каким образом миссия распорядилась этими двумя миллиардами?
- Мы сотрудничаем с Украиной по трем направлениям. Первое — экономическое. Это помощь в развитии малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, банковской системы, системы торговли ценными бумагами и фондового рынка. На проекты в этой сфере была потрачена, можно сказать, львиная доля выделенных средств. Второе направление — помощь в развитии демократии и местного самоуправления. К этим проектам я бы отнес и программы помощи развития СМИ, принципов демократического государства, политических партий. Третье — здравоохранение, преобразование системы социального обеспечения. Мы особо акцентируем внимание на борьбе с эпидемиями СПИДа, туберкулеза, улучшении состояния охраны материнства и детства, а также программе борьбы с торговлей людьми. Это направление по объемам финансирования, пожалуй, занимает вторую позицию.
- Что это за помощь? Консультации, семинары?
- В основном, да. В ответ на запросы, которые поступают как из госструктур, так и частного сектора, агентство и оказывает помощь. Это могут быть просто советы и рекомендации руководителям, госслужащим или же тренинги и учебные методики для специалистов. В некоторых случаях для поддержки программ мы можем предоставлять небольшой объем оборудования. Если же USAID сотрудничает с негосударственными организациями, внедряющими проект, то они могут получать и небольшие гранты. За исключением этих структур, агентство очень редко предоставляет кому-либо прямое финансирование.
- Вы сказали, что медицинские проекты занимают значительное место в вашей работе
- Когда они только начинались, мы уделяли больше внимания установлению партнерских отношений между медучреждениями наших стран. Причем эти контакты были полезны обеим сторонам: чему-то вы учились у нас, а чему-то — и мы у вас. Сегодня эта программа направлена, в основном, на борьбу с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом. Мы сотрудничаем с такой организацией, как Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией, с другими международными донорами. В отличие от проектов фонда, наша деятельность в большей мере направлена на профилактику таких заболеваний в восточных и южных областях Украины, где эпидемия представляет наибольшую угрозу. Как правило, к сотрудничеству мы привлекаем и государственные, и негосударственные структуры. К тому же мы занимаемся не только профилактикой, но и пытаемся уменьшить неприязненное отношение к людям, которые стали носителями ВИЧ-инфекции. Потому как из-за недостаточной информированности граждан о заболевании иногда, например, детям — носителям вируса — не разрешают ходить в школу, людей не принимают на работу.
- Неужели у нас все так плохо с информацией?
- В Украине эпидемия СПИДа начала развиваться позже, чем в других странах, но темпы ее развития очень велики. В глобальном масштабе — они одни из самых высоких в мире. Государство много делает для решения этой проблемы, да и с привлечением внимания к ней у вас лучше, чем в других странах бывшего Советского Союза. Но борьба только начинается. Чтобы повернуть эпидемию вспять, нужны дополнительные усилия. У вас еще есть время для этого, в отличие от государств на некоторых других континентах, где СПИД «обескровил» экономику. Но медлить не следует!
- Вы также упоминали о борьбе с торговлей людьми
- Эта программа проводится Международной организацией миграции (МОМ), а наше агентство предоставляет для этого средства. Работа ведется по нескольким направлениям. Мы пытаемся предотвратить сам факт торговли, чтобы люди не попадались в ловушку торговцам. А случается это, в основном, из-за отсутствия возможности трудоустроиться в Украине. Поэтому проводятся различные обучающие программы, программы по трудоустройству. Второе направление — непосредственная помощь в возвращении из заграничного рабства, помощь в психологической адаптации и решении социальных проблем. Мы оказываем поддержку в организации и функционировании убежищ, куда пострадавшие могут обратиться и получить необходимое.
- Много ли в Украине подобных центров? Где они располагаются?
- Много. Ими, кроме МОМ, занимаются и другие международные доноры. Но их месторасположение засекречено. Это делается для того, чтобы к жертвам не проникли торговцы людьми, не угрожали бы им и не шантажировали.