Культура та мистецтво

Художник юрий горбачев: «однажды ко мне пришла сестра майкла джексона латойя и купила две картины на африканскую

0:00 — 9 липня 2005 eye 960

В Киеве открылась выставка популярного живописца, чьи полотна хранятся в коллекциях Лувра, Кремлевского музея, Царского села и в более двадцати других музеях мира

Спустя пять лет украинский художник Юрий Горбачев, родившийся в России и живущий сейчас в Нью-Йорке, вновь привез свои работы в Киев. Они представлены в залах Музея русского искусства. В день открытия выставки там яблоку негде было упасть. Даже автору картин с трудом удавалось протиснуться. Пожалуй, самой большой популярностью пользовались яркие, почти сказочные изображения птиц и животных. Кстати, десять полотен были проданы в первый же день.

Иметь в частной коллекции работы Юрия Горбачева считают за честь многие мировые знаменитости. Дорогостоящие картины украшают дома Андре Агасси, Оксаны Баюл, Марчелло Мастрояни, Мадонны… Юрий Михайлович лично передал картину бывшему американскому президенту Биллу Клинтону и его супруге Хиллари, посетив Белый дом. В одесскую мастерскую Горбачева частенько заглядывали Алла Пугачева, Бари Алибасов… Теперь они заходят в гости к Юрию в Нью-Йорке, где Горбачев живет уже почти 15 лет. Впрочем, застать знаменитого художника дома невозможно. Он много путешествует по миру, впитывая культуру и художественную стилистику разных народов, потом переносит свои наблюдения на полотно, и снова в путь. Его выставки проходят в самых престижных галереях Америки, Европы, Азии…

«Мою первую картину купил Михаил Горбачев»

- Как думаете, благодаря чему вам удалось покорить Америку?

- Сначала меня там воспринимали как родственника президента Советского Союза Михаила Горбачева. Фамилия очень запоминающаяся.

- Так вы родственники с Михаилом Сергеевичем или нет?

- Думаю, что да. Мои дедушка и бабушка по отцовской линии были с ним из одной деревни. Кстати, Михаил Сергеевич купил мою первую картину. Вторая работа — у бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Есть несколько моих картин и у Владимира Путина.

- Людей, выходцев из бывшего Советского Союза, сделавших в Америке успешную карьеру, можно пересчитать по пальцам: Растропович, Барышников, Шагал…

- Мне повезло: меня заметили самые тиражные глянцевые издания. В первый же год жизни в Нью-Йорке я стал популярным. Однажды ко мне пришла сестра Майкла Джексона Латойя и купила две работы на африканскую тематику — для себя и брата. А в прессе вышли фотографии, где я был с Майклом, известной актрисой Барброй Стрейзанд и моделью Наоми Кэмпбелл. Кстати, мы с Наоми дружим уже лет восемь.

В Америке меня знают лучше, чем в Украине. Там я живу и работаю. Хорошим стартом стала реклама водки «Столичная», для которой я делал рождественские картинки. (Смеется. )

- Так вот что привело вас от керамики к живописи…

- На самом деле с керамическими работами очень тяжело ездить по миру. Их трудно транспортировать. С полотнами проще. В 1991 году я уехал из Советского Союза и начал писать картины. (После того как в Одессе был убит близкий друг Юрия Горбачева Виктор Коваленко, художник вместе с семьей уехал в США.  — Авт. ).

- Вы обладаете уникальной техникой живописи. В чем ее секрет?

- Даже многие профессиональные художники не могут понять, в чем она заключается. Я перенес керамическую технику на живопись. На холст наношу масло, подбираю яркие краски. На небольшую работу уходит около двух месяцев. Масло же долго сохнет. Затем использую золото, медь, эмаль. А покрываю все лаками специального состава. Это действительно впечатляет.

- Как и стоимость ваших работ?

- Мои картины стоят от трех тысяч долларов. Самая дорогая и большая «Святой Георгий и дракон» (размер картины три на четыре метра) — 127 тысяч. Цены устанавливаю не я, а галереи, где выставляются работы. В Украине картины стоят дешевле, чем в Америке, почти в два раза.

«Чтобы реализовать все планы, мне не хватит и пяти жизней»

- Что же вас тянет в Украину?

- Знаете, я никогда не отображаю в своих работах Нью-Йорк. Для меня, как художника, он серый. Просто хочется возвращаться, хоть ненадолго, туда, где много друзей. Для меня важно, чтобы мои работы здесь видели. Я ведь прожил в Украине двадцать лет. А родился в России, в деревне Угловка, откуда родом Миклухо-Маклай. Каждый год посещаю свою родину. Там у меня похоронена бабушка, живет мама.

Мои картины есть в коллекциях многих украинских политиков, бизнесменов и артистов. У скульптора Олега Пинчука, певицы Софии Ротару. Мои работы покупают Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Борис Краснов… Есть они и у принца Чарльза. Правда, с ним получилась забавная ситуация. На выставке в галерее «Рой Майас» в Лондоне были представлены 17 моих работ и семь картин принца, написанных акварелью. У Чарльза тогда не купили ни одной работы. А из моих 17 приобрели 12. Мне было даже неловко.

- Как думаете, чем привлекают ваши работы?

- Они все яркие, как праздник, излучают позитивную энергию. Кому-то может показаться, что они слишком наивные, простые. Но это не так. Я пытался аккумулировать стили народных художников всего мира и выразить их на своих полотнах.

Недавно был в Индонезии, на острове Бали. Там совершенно другая культура. Тропики для меня как компенсация жизни в мегаполисе. Индонезия — рай на земле. Там очень интересные церемонии, традиции. Однажды я увидел праздничное шествие, отснял несколько пленок. Думал: вот повезло, увидел местную свадьбу. А оказалось, что это были похороны. Тем не менее все веселились. После посещения этого уголка земли у меня родилась серия картин: очень много цветов. Они сопровождают индонезийцев от рождения и до смерти.

В голове у меня сейчас много задумок и планов. Чтобы все реализовать, мне не хватит и пяти жизней. Технику менять я не собираюсь, но в моем творчестве появятся другие сюжеты.