Події

«охрану должны иметь только три человека в государстве: президент, председатель верховной рады и премьер-министр», — говорил вадим гетьман

0:00 — 15 липня 2005 eye 1524

В июле видному финансисту и политику, который был зверски убит в лифте своего дома, исполнилось бы 70 лет. Посмертно ему присвоено звание Героя Украины

Убийство Вадима Гетьмана 2 апреля 1998 года было первым громким заказным преступлением в нашей стране. В тот день, чуть позже 20 часов, видный финансист и политик, чья подпись стояла на первых украинских гривнях, вошел в лифт своего дома (ул. Суворова, 13). Вместе с ним в кабину ступил и убийца. Три выстрела в грудь и «контрольный» в голову оборвали жизнь Вадима Гетьмана.

До сих пор преступление, всколыхнувшее общество и положившее начало целой череде жестоких расправ над политиками, остается нераскрытым.

11 июля нынешнего года Вадиму Гетьману исполнилось бы 70 лет. В этот день Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ о присвоении ему посмертно звания Героя Украины и награждении орденом Державы. Таким образом были отмечены заслуги Гетьмана в создании национальной финансовой системы, становлении и развитии банковского дела и валютного рынка, а также его плодотворная общественно-политическая деятельность.

12 малоизвестных фактов из жизни Вадима Гетьмана

Молодой человек, которого не приняли в институт из-за «неправильного» происхождения, отправился на прием к министру

1. Вадим Гетьман родился в 1935 году в селе Снитын Лубенского района Полтавской области. У него было два дня рождения: официальный, 11 июля, записанный в паспорте, и настоящий, 18 января, о котором знали только родственники и ближайшие друзья. Говорят, что дату рождения поменял ему отец в 1953 году, помогая сыну избежать призыва на войну в Корею.

2. О карьере финансиста юный Вадим Гетьман и не помышлял. Он мечтал стать путешественником. Поэтому после школы приехал в Киев поступать на географический факультет университета. Экзамены он сдал на «отлично», но его не приняли, так как он был не из рабоче-крестьянской семьи.

Однако бесславно возвращаться домой Вадим не захотел. Он пошел в Министерство просвещения и стал проситься на прием к министру. Ему, естественно, отказали. Тогда Гетьман объявил, что не уйдет до тех пор, пока его не выслушают, и уселся на диванчике в приемной. Выходя на обед, министр заметил паренька и поинтересовался, что он тут делает. Вадим объяснил ему, что не может вернуться домой, так как имеет прекрасный аттестат и отличные оценки за вступительные экзамены. Министр пообещал пристроить его в Одессу в мукомольный институт. Но Вадим от такой перспективы отказался. Тогда чиновник позвонил в Киевский финансово-экономический институт (сегодня это Киевский национальный экономический университет) и попросил принять парня. В то время институт был преимущественно девичьим вузом, поэтому ребят туда брали охотно. Ректор согласился — нужно было только сдать математику.

Вадим пришел на экзамен не один, а с приятелем, который тоже куда-то не поступил. На экзамене Гетьман решил все задачи за себя и за друга, и оба благополучно были приняты.

3. После института Вадим Гетьман работал в финансовых структурах Запорожского облисполкома. Тогда же познакомился со своей будущей женой — Валентиной Афанасьевной. Она была уполномоченным Сельхозбанка в Приморском районе, а Гетьман как представитель вышестоящей организации проверял ее работу. Когда Валентина приехала в Запорожье, Вадим в первый раз пригласил ее в театр. На свидание девушка пришла в резиновых сапогах: в другой обуви пробраться по сельскому бездорожью было невозможно.

Вадим каждый день писал Валентине письма. Очень длинные. Она тоже ежедневно ему отвечала.

Вадим Петрович часто вспоминал случай, как они с Валентиной Афанасьевной прятались от ее прежнего кавалера. Он пришел к ней домой в тот момент, когда приехал в гости Вадим. Хозяйка, у которой Валентина снимала комнату, сказала, что ее нет, но молодой человек не ушел, а остался ждать. Пришлось Валентине и Вадиму беззвучно, при выключенном свете, просидеть в комнате целый час, пока хозяйке удалось выпроводить непрошеного гостя.

4. Вадим Петрович и Валентина Афанасьевна прожили вместе более 40 лет. Поначалу молодая семья жила очень скромно. Им дали комнату в коммунальной квартире, где жил еще брат Вадима, Саша. Из мебели были только кровать, доставшаяся от предыдущих хозяев, и стол, подаренный соседями. И несмотря на почти полное отсутствие обстановки, первым крупным приобретением семьи стала радиола. У Гетьманов часто собирались друзья: варили картошку в мундирах, покупали селедку или вареную колбасу, бутылку вина и танцевали под аккомпанемент пластинок.

Портрет кандидата в депутаты Вадима Гетьмана, размещенный на избирательном участке, был напечатан в черной рамке

5. После распада СССР Гетьман добился отделения украинского Агропромбанка от всесоюзного, основав таким образом первый в стране коммерческий банк. Под его руководством работали специалисты, которые впоследствии составили финансовую элиту Украины. Об этом времени Вадим Гетьман всегда вспоминал с теплотой: «Я рад, что со мной работали и Виктор Ющенко, и Игорь Митюков, и Александр Киреев, и Олег Андронов, и Юрий Лях. Вся наша «банковская каста». Они вышли из «Украины» и прошли там большую школу. И теперь люди из нашей финансовой среды прислушиваются ко мне. Я имею на них влияние — не административное, а человеческое».

Виктор Ющенко говорил о Вадиме Гетьмане: «Он был моим другом и отцом».

6. В 1992 году Вадим Гетьман — председатель Национального банка Украины. Он был одним из инициаторов создания национальной валюты. Под его руководством разработаны образцы гривен и заказана их печать в Канаде (Украина тогда не располагала собственной банкнотной фабрикой). Сын Вадима Петровича впоследствии рассказывал, что за короткое время, пока новые деньги доставляли в Украину, Гетьман полностью поседел.

7. Он имел колоссальный авторитет не только среди отечественных финансистов, но и за рубежом. Говорили, что во время визитов делегаций Верховной Рады в Бельгию, Германию и Англию Гетьмана всегда выделяли из группы парламентариев. Не раз бывало, что всю украинскую делегацию во главе с руководителем перевозили в автобусе, а лично для Вадима Гетьмана подавали автомобиль.

8. Рассказывают, что, когда в конце 1996 года в бюджете не хватало 200 миллионов долларов и «латать» эту дыру было уже нечем, Вадим Гетьман мобилизовал свои связи и в течение 15 минут нашел в Лондоне финансистов, готовых купить на эту сумму облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ).

9. Он много работал в составе конституционной комиссии, понимая, что стране очень нужен Основной Закон. В историческую «конституционную» ночь он позвонил жене около половины двенадцатого и сказал, что задержится часов до двух-трех. Однако, как известно, депутатам пришлось провести в сессионном зале всю ночь. Так что домой Гетьман вернулся только к девяти утра. И сразу же снова ушел. Оказалось, что на десять у него была назначена защита кандидатской диссертации, о чем не знала даже семья (вообще он не любил говорить о неоконченных делах). И уже только после защиты Вадим Петрович пообедал и лег спать.

10. Незадолго до смерти Вадим Гетьман проиграл выборы в Верховную Раду по округу в Черкасской области. Его основным соперником был заместитель министра информации Михаил Онуфрийчук. На этих выборах были задействованы технологии, которые сегодня кажутся зловещим предупреждением. Вот отрывок из искового заявления Гетьмана в суд: «После заказа окружной избирательной комиссией предвыборных плакатов кандидатов в депутаты, я с ужасом в последний момент заметил, что только мой портрет был напечатан в черной рамке, которая вызывала соответствующие ассоциации и сочувствие избирателей». Многие считали, что у Гетьмана есть все шансы выиграть суд и добиться признания выборов в округе недействительными, однако смерть не дала ему закончить начатое.

11. Вадим Гетьман очень любил играть в преферанс. Его водитель вспоминал: «У меня в красной походной сумке лежали колоды и касса. Для азарта делали минимальные ставки: вист-копейка. Максимальный выигрыш был, кажется, червонец. Вадим Петрович его не брал, а держал в кассе до следующей игры».

«У меня много постоянных партнеров, с которыми мы частенько встречаемся за столом, — рассказывал сам Гетьман.  — Раньше это были Леонид Кучма, Виталий Масол, Витольд Фокин».

Один из партнеров Гетьмана по преферансу поэт Юрий Рыбчинский вспоминал: «Он прекрасно играл, но отличался от всех тем, что переживал за противников больше, чем за себя самого».

12. Гетьман не любил телохранителей и никогда не пользовался их услугами. «Считаю, — говорил Вадим Петрович, — что охраняться должны три человека в государстве: Президент, Председатель Верховной Рады и премьер-министр. В моем подъезде живет один молодой банкир. Он приезжает домой на двух машинах: одна набита охраной, в другой — он сам. Этот банкир отводит глаза, когда встречается со мной. Представляете, я иду один, а он с толпой телохранителей! Хорошо, хоть стесняется».