Події

«день, когда я тонул, стерся у меня из памяти. И слава богу» — говорит 16-летний саша шаталов, чудом спасшийся после того, как провел под водой пять(! ) минут

0:00 — 16 липня 2005 eye 503

15-летний Женя Гома, поднявший чуть живого парня с восьмиметровой глубины, на днях получил за свой подвиг награду «За отвагу в чрезвычайной ситуации»

На окраине села Тихополье (Лозовской район Харьковской области) канал Днепр- Донбасс перегорожен большой дамбой, поднимающейся над водой на четыре метра. Ее бетонные стены уже давно стали излюбленным местом отдыха для местной ребятни. Поначалу родители пытались не пускать детей купаться в этом месте, но со временем махнули рукой: разве подросткам что-то запретишь. А с недавних пор дамба опустела — после того как чуть не утонул Саша Шаталов, местные мальчишки и девчонки побаиваются тут плавать. Если ребята и приходят сюда, то просто так: поболтать, глядя на падающую воду, и в очередной раз рассказать Сане о событиях того страшного дня — сам-то он ровным счетом ничего о них не помнит.

«Сашка задышал, и мы увидели, что он уже не мертвый, а спит»

Прыгать с дамбы Саша Шаталов никогда не боялся: разгонишься — и с высоты вниз головой, под восхищенные взгляды девчонок и толпящейся на берегу малышни… А в тот день, 25 мая, резвились с особенным удовольствием — последние дни учебного года, радостное ощущение каникул. Да и на канал Саша выбрался в первый раз в этом году, конечно, не предполагая, чем обернется для него открытие купального сезона.

На то, что после очередного прыжка парень долго не выныривает, первым обратил внимание его младший брат, сидевший на берегу. Вначале ребята думали, что Сашка просто шутит — нырнул и сидит под водой, пока воздуха хватит. Но вскоре поняли: случилась беда. Испуганные ребята столпились на берегу, кто-то побежал в село, а двое мальчишек покрепче начали нырять в том месте, где исчез их товарищ. Но драгоценные секунды шли, силы ныряльщиков уже были на исходе, а разглядеть в мутной воде Сашу все никак не удавалось…

Семья Шаталовых уверена в том, что Женино появление на дамбе иначе как Божьим провидением не назвать. Ведь окажись он на месте происшествия хотя бы минутой позже — и Сашу уже не удалось бы спасти. Кстати, в тот день Женя не собирался на дамбу: мальчишки отправились купаться, а он помогал матери полоть кукурузу. Поэтому только после того, как все дела были переделаны, сел на велосипед и поехал на канал освежиться. Когда парень приблизился к дамбе, ребята уже почти не верили в то, что Сашку удастся обнаружить и вытащить на берег живым. Мальчишки, пытавшиеся найти своего товарища, были без сил: глубина в этом месте около восьми метров, и раз за разом нырять так глубоко сможет не каждый. Но с появлением Жени надежда окрепла: все знали, что лучшего пловца и ныряльщика, чем Гома, не найти во всей округе.

«Женька, быстрее! Саша не выныривает!» — бросились к нему ребята. Скинув только шлепанцы, парень ринулся в воду. Нырнул раз, другой — безрезультатно. Никого не удалось увидеть и в третий раз, но, уже выплывая, Женя случайно зацепился ногой за лежавшего на дне Сашу. Подхватив его поперек туловища, поднял на поверхность и с помощью товарищей вынес на берег. К тому времени парень провел на дне канала не меньше пяти минут. Смотреть на Сашу было страшно: белое лицо, посиневшие губы. Сложно было поверить, что в этом теле теплится жизнь. Но мальчишки, не раздумывая, принялись его откачивать — так, как учили в школе.

- Мы надавливали на грудную клетку, сгибали и разгибали руки, делали искусственное дыхание рот в рот, — наперебой рассказывают мальчишки, бывшие в тот вечер на дамбе.  — А потом у него из горла вода полилась, пульс появился, Сашка задышал, и мы увидели, что он уже не мертвый, а спит.

«Двое суток, пока пациент был в коме, никто не знал, выживет он или нет»

- Мальчики все сделали правильно и даже вполне квалифицированно, — говорит заведующая тихопольским фельдшерско-акушерским пунктом Наталья Скрипка.  — Уроки в школе даром не прошли. К тому времени как я приехала на место, у Саши прощупывался пульс, давление было пониженным, но не слишком. Хотя выглядел он, как труп, и, честно говоря, поверить в то, что выживет, было сложно. Из Лозовой (45 километров от Тихополья.  — Авт. ) вызвали «скорую», а сами на машине односельчанина поехали ей навстречу, чтобы не терять ни минуты. Всю дорогу Сашино состояние не менялось, и только когда уже приехали в больницу, давление резко упало. Но к тому времени он уже был в надежных руках.

По словам исполняющего обязанности заведующего травматологическим отделением Лозовской районной больницы Руслана Бикинеева, Саша Шаталов был в крайне тяжелом, агонирующем состоянии. Выяснилось, что у него острая черепно-мозговая травма и сильный ушиб головного мозга. Вероятно, прыгая с дамбы, парень обо что-то ударился, хотя ни он, ни его товарищи до сих пор не могут предположить, что бы это могло быть: стена дамбы вертикально уходит вниз, а на дне вроде нет камней или коряг.

- Саше была сделана двусторонняя трепанация черепа, — рассказывает Руслан Бикинеев.  — Но пока он был в коме, никто не мог предсказать, выживет он или нет. Больше двух суток прошли в напряженном ожидании — мы просто вдохнули и не выдыхали. А потом его выздоровление пошло довольно быстро — помог молодой здоровый организм. Саша провел у нас всего 13 дней. Для человека, который был в коме и перенес трепанацию, срок ничтожный.

«Родился даже не в рубашке, а в шубе», — говорят о Саше односельчане. И врачи соглашаются, ведь те бесконечные пять минут, что Саша провел под водой, считаются критическим сроком: к этому времени лишенный кислорода мозг начинает умирать. Поэтому опасались, что, даже если парень выживет, он превратится в «растение». К счастью, нынешний Саша отличается от прежнего только тем, что теперь почти никогда не снимает кепку — стесняется двух широких шрамов, напоминающих о перенесенном кошмаре. Ему еще предстоит долгая реабилитация и новая операция — по восстановлению целостности костей черепа, нарушенной во время трепанации. Но сейчас это уже кажется мелочью — главное, что парень будет жить. Обо всем этом Саша знает только по рассказам родных и друзей. Сам он не помнит ни того, как купался на дамбе, ни своего последнего прыжка. Страшный день попросту стерт из его памяти.

- Помню, как возвращался из школы, а потом очнулся от укола в палец, — говорит Саша Шаталов.  — Открыл глаза и вижу: медсестра у меня кровь берет. О том, как тонул, не помню — и слава Богу… Вспоминать об этом ни капельки не хочется.

- Потеря памяти, очевидно, связана с травмой, — объясняет Руслан Бикинеев.  — Существует так называемый рефлекс торможения: когда на человека слишком много сваливается, мозг защищается амнезией. Может, это и к лучшему. Главное, парень помнит, кто он, кто его родственники, и понимает свое предназначение на земле.

«Ну нырнул, ну вытащил… А разве могло быть по-другому?»

Харьковские спасатели рассказали мне о происшествии, случившемся два месяца назад в одном из сел Змиевского района при очень похожих обстоятельствах. Только закончилось оно трагично. 14-летний подросток, купавшийся в местном водоеме вместе с товарищами, вдруг вскрикнул, взмахнул руками и ушел под воду. Но мальчишки, на глазах у которых все произошло, даже не подумали прийти ему на помощь, а тут же… разбежались по домам, испугавшись родительского наказания. Пропавшего парнишку искали четыре дня, и только когда его товарищей начали допрашивать работники милиции, те обо всем рассказали. Тело мальчика нашли на дне, под корягой. По словам достававших его водолазов, подросток, скорее всего, запутался в рыболовной сети, и ему можно было бы помочь, если б ребята не бросили его в беде.

Саше Шаталову больше повезло с друзьями. Его спаситель Женя о своем подвиге рассказывает неохотно и скупо, откровенно не понимая поднявшегося вокруг этого шума.

- Да ладно, какой я герой, — смущается Женя Гома.  — Ну нырнул, ну вытащил… А разве могло быть по-другому?..

Даже его мать Наталья Гома о поступке сына узнала не от Жени, а от односельчан. И первым делом… хорошенько отругала: мало ли что, а если б и Сашу не вытащил, и сам вместе с ним на дне остался! Но родительский страх быстро прошел. Теперь Наталья Васильевна искренне гордится сыном-героем, правда, по-прежнему уверяет, что он ничем не отличается от остальных тихопольских подростков.

- Самый обычный парень, — говорит мама Жени Наталья Васильевна.  — Работящий, сдержанный, немногословный, в общем, такой, как многие сельские ребята. Ну разве что добрый очень. Когда маленьким был, сильно переживал, если мы собирались поросенка резать или какую-то живность на рынок нести. И при этом с детства мечтал стать военным. Я ему говорила: какой же из тебя военный выйдет, если ты из-за каждого цыпленка так переживаешь?..

Саша и Женя и раньше были хорошо знакомы. В одной компании гуляли, вместе в школу ходили — Женя на год младше Саши и, к слову, учится в одном классе с его братом. А после того, что произошло, их семьи почти породнились. Наталья Гома так и говорит: «Было у меня два сына, а теперь стало три». А Мария Шаталова называет Женю не иначе как ангелом-хранителем. Сразу после возвращения Саши из больницы она подарила парню, вернувшему сына с того света, золотой крестик. И хоть с того дня, когда Саша чуть не погиб, прошло уже почти два месяца, но Мария Павловна нет-нет да и всплакнет, глядя на сына. Еще долго ей не будут давать покоя воспоминания об ужасе, который довелось испытать, когда парень балансировал на грани жизни и смерти. О том, как оборвалось сердце, когда во двор вбежал соседский мальчишка с криком: «Сашка утонул в канале!» Как, трясясь на заднем сиденье «жигуленка», держала на коленях безжизненную голову сына, когда машина неслась к врачам-спасителям. Как двое суток молила Бога не забирать у нее ребенка. И как, наконец, услышала от врачей спасительное: «Динамика положительная… » А еще Мария Павловна плачет от бесконечного счастья, ведь все это уже позади…

Несколько дней назад министр МЧС Давид Жвания подписал приказ о награждении Евгения Гомы знаком отличия «За отвагу в чрезвычайной ситуации» II степени. Это второй случай в Харьковской области, когда таким знаком награждается несовершеннолетний. Первой стала пятилетняя Настя Овчар, которая пострадала, спасая из охваченного огнем дома свою маленькую сестренку.

Саша пока не определился, какому делу посвятить жизнь, заново подаренную ему односельчанином. Раньше планов было много, но теперь, со II группой инвалидности и огромным количеством запретов и ограничений, их придется пересмотреть. А вот перед Женей вопрос «кем быть» не стоит. Этим летом, после девятого класса, он пытался поступить в военный лицей, однако недобрал одного балла и очень переживал из-за своей неудачи. Но теперь твердо решил сделать делом своей жизни спасение людей. Начальник управления МЧС Украины в Харьковской области Павел Одарюк пообещал, что через два года, когда юный герой-спаситель Евгений Гома закончит школу, для него будут открыты двери Академии гражданской защиты.

P. S. Автор выражает благодарность сотрудникам управления МЧС Украины в Харькове и Лозовой за помощь в написании материала.