Чтобы выравнять искривленный позвоночник 11-летней девочки, донецкие врачи установили на него сразу два титановых корректора
Специалисты говорят, что операция по поводу сколиоза — это всегда жест отчаяния. Ведь обычно на нее соглашаются, лишь когда другие методы лечения не дают результата. Так было и с Наташей Машковой из города Дебальцево Донецкой области. Девочка уже год не могла выпрямить спину, у нее появился горб. Наташа очень комплексовала по этому поводу, стала замкнутой. А после хирургического вмешательства, которое сделали всего две недели назад, спина ребенка выравнивается на глазах!
- Когда дочка была совсем маленькой, она очень любила рисовать, сидя на полу и поджав под себя одну ногу, — рассказывает мама девочки Наталья Машкова (отец решил назвать дочку в честь жены, и теперь в семье две Наташи. — Авт. ). — В такой позе она просиживала часами. Рисунки получались все лучше и лучше, мы с мужем даже подумать не могли, что любимое занятие ребенку повредит Дочка пошла в школу, и врачи, проводившие медосмотр, не выявили у нее каких-либо заболеваний позвоночника. Сначала Наташа была самой маленькой в классе, а потом быстро пошла в рост, мы покупали ей вещи лишь на один сезон. Вот тогда у дочки появились проблемы с позвоночником: она чувствовала боль в спине даже после сна! А вскоре у девочки стал расти горб.
На очередном школьном медосмотре ученице четвертого класса Наташе Машковой и еще 16 ее одноклассникам поставили диагноз — сколиоз.
- Я медсестра, поэтому, как только у дочери выявили такое заболевание, нашла и перечитала множество книг по этой проблеме, — продолжает мама
девочки. — Регулярно водила Наташу на массаж, заставляла развивать мышцы. Каждый день по 40 минут дочка делала зарядку и проплывала на спине более километра. «Ты ее, наверно, на олимпиаду готовишь», — шутили знакомые. Но нам было не до смеха. Когда Наташа выполняла упражнения, я не могла сдержать слез, глядя на ее горбик!
Вскоре девочка перешла на индивидуальное обучение. Занималась дома, читала, лежа на животе. Наташа долго лечилась в специализированном санатории, но и это ей не помогло. Местные врачи советовали родителям отдать ребенка в интернат для детей, страдающих сколиозом, а также попробовать надеть Наташе гипсовый корсет. Девочка ужасно комплексовала по поводу своей внешности, стала замкнутой и неразговорчивой. «Дети в школе, и я хочу к ним, — писала она в своем дневнике. — Все мне помогают, а выхода нет. Почему меня обидели? Я не знаю, как быть». Случайно прочитав эти строки, мама решила свозить дочку на консультацию в Донецкую областную травматологическую больницу, а когда тамошние врачи сказали, что понадобится хирургическое вмешательство, сразу же дала на это согласие.
- У Наташи Машковой угол искривления позвоночника достиг 50 градусов, позвонки повернулись вокруг своей оси, справа на спине образовался реберный горб, — объясняет главный врач Донецкой областной травматологической больницы, директор Научно-исследовательского института ортопедии и травматологии Донецкого медуниверситета, заслуженный врач Украины, профессор Владимир Климовицкий. — Это уже инвалидность. У девочки сместились все внутренние органы. Мы решили поставить ей сразу два титановых корректора. Операция прошла успешно. Наташа уже встала на ноги и на днях сможет отправиться домой.
Профессор Климовицкий и его коллеги говорят, что чаще всего тяжелые формы сколиоза обнаруживают как раз у девочек-подростков.
- В случае с Наташей мы выбрали оперативное лечение, чтобы исключить дальнейшее развитие деформации и выравнять позвоночник, насколько это возможно, — рассказал «ФАКТАМ» лечащий врач Наташи Машковой, областной детский травматолог Владимир Воропаев. — Корректоры вводили методом малоинвазивной хирургии. Обратите внимание: следы от операции на спине у ребенка небольшие, малозаметные.
Специалисты института ортопедии и травматологии лечат по методике русского профессора Лазаря Раднянского: позвоночник фиксируют в правильном положении с помощью титанового стержня, его ставят вдоль позвоночного столба. Корректор напоминает пружину, нижняя часть которой не закреплена, а находится в специальной муфте и движется по мере роста пациента. Сразу после операции угол искривления позвоночника у Наташи уменьшился на 30 градусов, а через год вокруг корректоров образуются «ножны» из живых тканей, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении. К 18 годам, когда пациентка перестанет расти, стержни удалят.
- После операции всего две недели прошло, а спина у Наташи выравнивается, — радуется мама девочки. — Мы надеемся, что осенью дочка вернется в свой класс.
- С 1984 года в нашей больнице сделано около 400 подобных вмешательств, — вспоминает Владимир Климовицкий. — И очень редко, к счастью, приходилось вынимать корректор раньше срока. Это нужно в тех случаях, когда организм не переносит металл или болезнь прогрессирует. Если у больного большой реберный горб, мы сначала удаляем деформированные ребра, оставляя надкостницу, и лишь потом устанавливаем корректор. После этого ребра начинают расти правильно. Ну а в тех случаях, когда сколиоз прогрессирует, мы ставим специальную систему — «мост». Когда пациент перестает расти, металлические стержни обязательно нужно извлекать. Одна из пациенток забыла об этом и обратилась к нам уже после третьих родов!
По словам профессора, развитие такого заболевания, как сколиоз, спрогнозировать сложно.
- Тридцать ребятишек в классе сидят согнувшись, но ведь инвалидами становятся не все, — говорит Владимир Климовицкий. — Кому-то помогает лечебная физкультура, а кому-то приходится делать операцию. Увы, сейчас в школах мало внимания уделяют осанке детей. Раньше возле каждой парты висела палочка, во время устных занятий ребенок зажимал ее локтями, заведя за выпрямленную спину. Не знаю, делают ли это где-либо сейчас. Не всегда сколиоз у детей определяют на медосмотрах, поэтому мы совместно с управлениями здравоохранения и образования Донецка и Донецкой области решились на эксперимент — обследование школьников с помощью разработанного нашим НИИ переносного диагностического комплекса. У исследователей есть цифровая фотокамера и пластиковый экран, на который нанесены вертикальные и горизонтальные линии. Процесс не вредит здоровью школьников и проходит так: ребенок становится на ротационную подставку напротив экрана, а медики, поворачивая ее на 90 градусов то в одну, то в другую сторону, фотографируют ребенка и проверяют симметричность его фигуры относительно линий, нанесенных на экран. Собранные данные заносят в компьютер. После этого врач дает каждому ребенку рекомендацию и следит за тем, как меняется осанка маленького пациента.
Профессор Климовицкий считает, что такое обследование необходимо проводить во всех областях Украины, ведь 93,7 процента донецких школьников, прошедших диагностику (а это 2700 человек), имеют различные нарушения осанки.