На Западе журналисты ни на минуту не выпускаютиз поля зрения детей глав государств и политиков На протяжении десятков лет члены семей знаменитостей на Западе являются объектами пристального внимания прессы и телевидения. Главы государств и правительств, члены парламента, политические лидеры не являются исключением. Бульварные газеты в этом вопросе не щадят никого. Для изданий, пользующихся серьезной репутацией, существует негласное правило: дети знаменитостей, не достигшие совершеннолетия, — это табу. О них можно писать только с согласия родителей. Однако правил без исключений не бывает.
Осенью 1982 года впервые позволили нарушить себе этот неписаный закон французские газеты. 14 сентября в Монако разбилась на машине жена князя этого миниатюрного государства Грейс Келли. В автомобиле с ней находилась ее 17-летняя дочь принцесса Стефани. Бывшая голливудская звезда погибла, а девушка осталась жива. Она выбралась из перевернувшейся машины через окно со стороны водителя. Это обстоятельство послужило поводом для возникновения скандальной версии трагедии: Келли была пьяна и позволила вести автомобиль дочери, которая не справилась с управлением. Несмотря на все протесты со стороны правителя Монако князя Ренье и официальные опровержения полиции несчастную Стефани в прессе еще долгие годы называли виновницей гибели великолепной Грейс. Это наложило отпечаток на всю ее последующую жизнь. Она шла против воли отца, трижды выходила замуж и только недавно остепенилась.
На президентских выборах 1992 года в США победу одержал Билл Клинтон. С его приходом к власти впервые после 30-летнего перерыва в Белом доме поселился несовершеннолетний ребенок — дочери нового главы американского государства было тогда 12 лет. Билл и его жена Хиллари уже на первой встрече с журналистами заявили, что они открыты для масс-медиа на все 100 процентов, а вот маленькую Челси очень просят оставить в покое. Пишущая братия согласилась, договор был заключен и строго соблюдался до тех пор, пока в Вашингтоне не грянул знаменитый секс-скандал. В 1998 году мир услышал имена Полы Джонс и Моники Левински. Клинтона и до этого обвиняли в супружеской неверности, но ему удавалось отбивать все атаки. Однако на этот раз интрижка с практиканткой-секретаршей из Белого дома переросла в обвинения в государственной измене. Была создана специальная комиссия под председательством независимого прокурора Кеннета Старра, который принялся копаться в грязном белье президентской семьи с такой настойчивостью, что вынудил Клинтона публично сознаться в «неприемлемых отношениях» с Моникой Левински. Политические противники настаивали на обнародовании доклада Старра. Клинтон был категорически против и призывал пощадить его семью — жену и дочь. Отчет прокурора все же опубликовали в полном объеме. Обнародовали любовные утехи, которым предавался президент США с практиканткой в Овальном кабинете Белого дома. Причем, в мельчайших деталях — от минета, который Моника делала Биллу, когда он беседовал с сенаторами по телефону, до сигары, которую мистер Клинтон использовал не по ее прямому назначению.
Хиллари, по ее собственному признанию, прозвучавшему в интервью Ларри Кингу спустя несколько лет, была готова убить своего мужа. Дело шло к разводу. Челси стала объектом насмешек своих товарищей по учебе. Ее бросил парень. Но Клинтон выстоял. Он сохранил семью, пост президента и репутацию умного политика. Почему? Ответ на этот вопрос дали американские газеты: он позволил общественности узнать всю правду об этом скандальном деле. Американцы поняли, что их президент обманывал свою семью, но не нацию. Перед своими женщинами Клинтон извинился, и они простили его. Челси нашла себе нового жениха, окончила Оксфорд. О ее студенческой жизни подробно писала вся западная пресса, и Клинтоны уже не возражали. Не протестовали они и тогда, когда появились сообщения, что Челси к своему дню рождения получила в подарок от любящих папы и мамы обновленный «Фольксваген-Жук» стоимостью 25 тысяч долларов, самую модную машину среди американской и европейской молодежи в 2000-2001 году.
Не оставляет пресса детей известных политиков даже после того, как их знаменитые родители уходят в отставку или умирают. Взять хотя бы Джона Ф. Кеннеди-младшего. Совсем маленьким он играл в Овальном кабинете и выглядывал из-под стола своего отца. Эти фотографии давно стали частью истории. Потом он снова оказался на первых полосах газет 25 ноября 1963 года в день похорон отца, президента США Джона Кеннеди, застреленного в Далласе тремя днями ранее. Трехлетний мальчик в черном пальтишке отдавал честь у гроба покойного. Позже во всех журналах были опубликованы фотографии Джона-Джона в обществе Аристотеля Онассиса, когда Жаклин Кеннеди вышла замуж за этого легендарного греческого магната. Джон-Джон вырос, и пресса во всех подробностях описывала его многочисленные любовные романы со звездами кино и поп-музыки, в числе которых были Мадонна и Дерил Ханна. Вся его жизнь, в том числе и интимная, стала достоянием масс-медиа. И даже его трагическая гибель в июле 1999 года не оборвала эти публикации. Буквально в прошлом месяце стало известно, что у Кеннеди-младшего был бурный роман с принцессой Дианой.
Но обижаться на журналистов больше остальных должны британские принцы Уильям и Гарри. Сыновей Дианы и Чарльза западные масс-медиа рассматривают словно под микроскопом. Каждый их шаг, вздох, сказанное слово становятся достоянием общественности. «Уильям сбил на лошади фоторепортера! Гарри пропадает в лондонских ночных клубах! Уильям стал завсегдатаем студенческого бара! Гарри избил папарацци! Уильям снимает квартиру вместе с девушкой! Гарри явился на вечеринку с фашистской свастикой на рукаве!» — вот лишь небольшая часть скандальных сообщений, появившихся в британских газетах за последние два-три года. И на каждую из этих историй королевская семья вынуждена давать официальные объяснения. Занимается этим пресс-служба Букингемского дворца. Спокойно, сдержанно, без оскорблений.