Події

Многие сельхозпредприятия, приобретя у государства в рассрочку комбайны «джон дир», решили… Не возвращать в казну деньги за технику

0:00 — 30 липня 2005 eye 492

Более того, некоторые предприимчивые «хлеборобы» начали сдавать в аренду и даже продавать фактически невыкупленные машины Страда в разгаре… К ней сельхозпредприятия готовятся заранее: закупают горючее, приводят в «боевую готовность» технику. Ведь во время уборочной каждая машина на вес золота. Осознавая, насколько важно для эффективного сбора урожая наличие в хозяйстве работоспособной техники, правительство страны еще в 1996 году решило обеспечить сельхозпредприятия зерноуборочными комбайнами «Джон Дир», закупив их на государственные средства и предоставив труженикам полей на условиях пятилетней рассрочки. С той поры прошло уже девять лет. Но и по сей день большинство предприятий не рассчиталось за полученную технику.

На протяжении 1996 и 1997 годов тысяча комбайнов «Джон Дир» была передана в распоряжение сельхозпредприятий

- Постановление Кабинета министров, изданное в феврале 1996 года, предусматривало закупку в кредит под гарантии правительства Украины комбайнов «Джон Дир» общей стоимостью 200 миллионов долларов США, — рассказывает президент корпорации «Украгропромбиржа» Виктор Привалов.  — Эта техника потом была распределена между сельхозпроизводителями и передана им, как говорится, в рассрочку: на протяжении пяти лет фирмы должны были полностью за нее рассчитаться с государством — зерном либо деньгами.

Тем же постановлением правительства корпорация «Украгропромбиржа» была назначена государственным агентом по получению и использованию кредитов для покупки этой зерноуборочной техники, поставке ее сельхозпроизводителям и расчетам с бюджетом за технику. Кроме того, вместе с Министерством аграрной политики она обязана вести контроль за эффективным использованием комбайнов.

Сказано — сделано. На протяжении 1996 и 1997 годов тысяча комбайнов «Джон Дир» поступила в Украину и была передана в распоряжение сельскохозяйственных предприятий.

Вроде бы все довольны: правительство страны, которое обеспечило тружеников полей современной техникой, и производители, получившие в распоряжение на весьма выгодных условиях зерноуборочные машины. Но вот тут-то и начались сложности. Получив технику, многие сельхозпредприятия начали «забывать» о том, что за нее нужно платить. Пусть даже в рассрочку. Более того, некоторые производители стали продавать и передавать в аренду машины, за которые они не рассчитались и которые, соответственно, фактически им не принадлежали (ведь, по договорам, право собственности на машины переходит к предприятию только после совершения полного расчета за них, а до тех пор они находятся в залоге и служат гарантией погашения долга). Причем, сдавая комбайны в аренду, сельхозпроизводители, естественно, получали прибыль, которую большинство из них клало себе в карман, даже не вспоминая о своих финансовых обязательствах перед державой.

Кому разбираться, почему сельхозпредприятия не платят за комбайны?

Тем временем государство исправно выплачивало кредит за комбайны американскому производителю и вправе было рассчитывать на возврат средств от украинских предприятий, получивших эти машины. Сотрудники корпорации «Украгропромбиржа», которая представляла интересы державы, пытались по мере сил восполнить этот финансовый пробел в казне государства. Стоит ли говорить, что им пришлось разыскивать незаконно проданные и сданные в аренду комбайны буквально по всем областям страны?

В итоге у должников пришлось изъять, с соблюдением требований отечественного законодательства, часть машин и передать их новым владельцам. Причем с 2002 года (после принятия и соответствующего постановления Кабинета министров) технику стали передавать предприятиям в лизинг — то есть в аренду с последующим выкупом.

В это же время история с возвратом денег за технику получила новый поворот. К 2002 году накопилось большое количество предприятий-должников, которые несвоевременно рассчитывались или вообще не рассчитывались за технику. Поэтому часть работы по взысканию денег корпорации «Украгропромбиржа» пришлось передать по договору-поручению другой структуре  — национальной акционерной компании «Украгролизинг».

Увы, этот шаг не только не помог делу, но и добавил ряд проблем.

- «Украгролизинг» никаких финансовых отчетов ни перед государством в лице Госказначейства, ни перед государственным агентом — «Украгропромбиржей» — не производит. В то время как «Украгропромбиржа» вела и ведет ежеквартальную сверку с Госказначейством по перечисленным за технику средствам, — отмечает Виктор Привалов.  — Более того, изъяв у предприятий-должников 210 комбайнов, «Украгролизинг» при этом не снизил сумму их долга перед бюджетом. Проще говоря, машины компания забирала, а предприятия сколько были должны государству, столько и оставались. А ведь фирмы, которые приобрели технику, обязаны рассчитаться за нее с бюджетом. И мы все сделаем для того, чтобы деньги вернулись государству.

К середине 2005 года корпорация «Украгропромбиржа» вернула государству около 260 миллионов гривен, перечисленных сельхозпредприятиями за комбайны. Сколько удалось получить с предприятий-должников, переданных в ведение «Украгролизинга», неизвестно. Также неизвестна судьба многих машин, которые предприятия так и не выкупили полностью у государства. Возможно, компетентные органы, к которым «Украгропромбиржа» обратилась за помощью, помогут разобраться с тем, почему вот уже девять лет украинские сельхозпредприятия не платят за комбайны, которыми активно пользуются каждую горячую урожайную пору, и почему зарубежную технику, купленную в кредит под государственные гарантии, незаконно продают и передают в аренду, а прибыль, полученная от этих операций, не поступает в бюджет?

Как нам сообщили в корпорации, «Украгропромбиржа» обратилась в Кабинет министров, налоговую службу и Управление по борьбе с организованной преступностью для того, чтобы выяснить, как именно «Украгролизинг» работает над погашением долгов сельхозпредприятий перед бюджетом, а также воспрепятствовать тому, что многие фирмы незаконно передают фактически принадлежащие государству комбайны в субаренду.