Среди членов элитного привилегированного общества коллекционеров Lladro сегодня около сорока украинцев Если в мире есть совершенство, то это фарфор Lladro. Во всяком случае, мастера Lladro единственные, кто сумел создать из фарфора кружева. В фарфоровых статуэтках тщетно искать даже малейшие изъяны. Их нет и быть не может. Если малейшая пылинка застынет в фарфоре, изделие, как бы ни было оно красиво, разобьют на мелкие осколки. Таковы правила, действующие в знаменитом Городе фарфора, расположившемся в окрестностях Валенсии.
- Город фарфора сам по себе настоящее чудо, — рассказывает хозяйка киевского салона «Дон Кихот», владелица самой большой коллекции раритетных изделий Lladro в Европе (конечно, не считая семейства Льядро. — Авт. ) Светлана Егорова. — В последние годы Город фарфора стал настоящей Меккой для почитателей изящного искусства. Мировая элита — голливудские знаменитости, члены королевских семей, президенты и миллиардеры стекаются сюда со всего земного шара. Общество коллекционеров Lladro, созданное 20 лет назад, сегодня насчитывает более ста тысяч человек! Кстати, среди его членов и около сорока любителей прекрасного из Украины. А посмотреть в Городе фарфора, поверьте, есть что! В местном музее собраны все без исключения фигурки, которые за полвека были выпущены компанией
- Говорят, среди обладателей Lladro Билл Клинтон, Михаил Горбачев, Майкл Дуглас
- Список можно продолжать еще долго — Антонио Бандерас, Майкл Джексон, Дженнифер Лопес Они могут себе это позволить. Стоимость некоторых экземпляров достигает десятков тысяч долларов.
- А правда, что отдельные экземпляры, несмотря на их порой фантастическую стоимость, еще и не всякий желающий может купить?
- Да, только для членов привилегированного элитного общества Lladro каждый год создается «фигурка года» и две фигурки ограниченной серии. Приобрести эти раритеты непросто даже на вторичном рынке. Изготовив последнюю статуэтку лимитированной серии, формы разбивают в присутствии нотариуса — чтобы однажды созданный шедевр уже никто не смог повторить!
- В Городе фарфора работают больше двух тысяч мастеров-искусников. Слышала, что среди них немало людей с ограниченными возможностями — инвалидов, которые до того нигде не могли найти работу
- Это правда. Основатели компании братья Льядро творят чудеса не только для клиентов, но и для своих сотрудников. Помня тяжелую юность и наставления отца творить добро, они сделали все, чтобы настоящие мастера чувствовали себя в жизни достойно. В Городе фарфора идеальные условия для творчества — мастерские скульпторов и архитекторов отвечают последнему слову техники. В школе искусств обучают талантливую молодежь. Здесь есть все и для полноценного отдыха: бассейны для сотрудников и их детей, летние кафешки, роскошные газоны, где можно поваляться в траве во время традиционной сиесты. Хозяева компании не жалеют средств для стимулирования работников.
- Вы сказали, у братьев Льядро была тяжелая юность. Выходит, не всегда они были миллиардерами?
- Конечно, нет. Их история напоминает сказку о Золушке. Представьте Испанию после гражданской войны. Чтобы не умереть с голоду, дон Хуан Льядро, его жена Роза и трое сыновей — Хуан, Хосе и Винсент, живущие в деревушке Альпасера близ Валенсии, возделывают землю на своей маленькой ферме. Мальчики очень талантливы. Соседи не могут налюбоваться, какие фигурки ребята лепят из глины. Отец очень хочет, чтобы дети учились, но нет средств.
Только устроившись работать на керамическую фабрику, юноши смогли позволить себе по вечерам учиться в Школе искусств и коммерции в Валенсии. Совмещать работу и учебу было непросто. Говорят, только полчаса в день у них оставалось для того, чтобы перекусить. Но и те они нередко посвящали художественным экспериментам. А в выходные дни строили во дворе отцовского дома печь для обжига фигурок и отправлялись в карьер добывать глину
Закончив учебу, Винсент стал скульптором, Хуан и Хосе — художниками-керамистами. В построенной печи они стали изготавливать свои первые изделия, а в 1953 году открыли маленький магазинчик, где смогли их продавать. Заказчиков появилось столько, что очень скоро семейная фирма выросла в крупное предприятие. Спустя несколько лет братья смогли вкладывать деньги не только в производство, но и в развитие новых технологий. Именно это позволило им шагнуть так далеко.
Всмотритесь: фигурки, как живые. Каждое лицо выражает настроение — задумчивость, удивление, радость Кроме Lladro, еще никто не сумел воссоздать такую одухотворенность в фарфоре. У Lladro только естественные пастельные цвета. Около четырех тысяч оттенков! Ну и — это вообще на грани фантастики! — Lladro единственным в мире удалось воспроизвести в фарфоре фактуру ткани: кружево ли это, шелк ли, парча. Даже мех!..
- Чего только стоит стул, на котором сидит фарфоровый Дон Кихот с раскрытой книгой! — восторженно продолжает хозяйка салона. — В его «обивке» каждая шляпка гвоздика, как настоящая! А как воспроизведена резьба по дереву! В двух шагах от статуэтки вы и не заподозрите, что стул не деревянный! Пряжки, пуговицы на одежде и обуви знаменитого Дон Кихота — все объемное, реальное.
- А цветы? Мои знакомые рассказывали, что проводили такой эксперимент: просили гостей отличить фарфоровую петунию от живой, и те ошиблись.
- Ну это вполне может быть (улыбается). Толщина каждого лепестка в цветке Lladro точь-в-точь, как в натуральном. Мастера с математической точностью воспроизводят пестики, тычинки, даже если они величиной с игольное ушко. По сути, это ювелирная работа.
- Кстати, я читала, что одна из последних серий статуэток — фарфор в сочетании с драгоценностями
- Да, это удивительная серия. Она называется «Легенда». Фарфор в ней сочетается с золотом, бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами Вот, например, белоснежная фарфоровая девочка-эльф с крылышками и волосами из чистого золота золотой палочкой указывает на цветы, которые не что иное как бриллиантовые сережки. Обратите внимание, как искусно воссоздана в золоте каждая прядь волос — она так естественна, что хочется ее расчесать.
- Не зря, говорят, статуэтки Lladro выставляются преимущественно во дворцах
- Эти статуэтки, кстати, сегодня можно увидеть и в постоянных коллекциях крупнейших музеев мира — Эрмитажа, например, Королевского музея искусства и истории в Брюсселе, Международного музея керамики во Флоренции
- Светлана Васильевна, вы ведь известный ученый
- Более 30 лет я разрабатывала новые материалы в области нефтехимии, написала 120 научных работ, разработала и внедрила более десяти марок высокопрочных сталей, из которых на всей территории Советского Союза производили сосуды высокого давления для нефтехимии, подъемные краны, машины для дорожного строительства. За эти разработки была удостоена Государственной премии Украины в области науки и техники. А потом Союз рухнул, машиностроительные заводы стали погибать Нужно было искать новое поле деятельности. И я его, как видите, нашла.
- Да, перейти от разработок высокопрочной стали к коллекционированию хрупкого фарфора — весьма неожиданный поворот
- Все очень закономерно — мне очень многое в жизни интересно. К искусству же я была всегда неравнодушна.
- Кстати, о хрупкости. Слышала, на такие дорогостоящие покупки, как раритетный фарфор, дается пожизненная гарантия.
- Такая страховка действительно существует. Она предоставляется членам общества «Privilege Gold». Получить право на членство в нем сейчас можно прямо в наших бутиках. Кстати, став членом элитного клуба, вы можете рассчитывать на особый прием в Городе фарфора.