Політика

Юрий кармазин: «за притыкой стоят от 300 до 500 миллионов долларов»

0:00 — 8 листопада 2005 eye 553

Народный депутат, обвинивший на пресс-конференции главу Высшего хозяйственного суда в получении квартиры по заниженной цене, считает, что Украина оказалась в центре одного из крупнейших коррупционных скандалов, разразившихся за последнее время

«Считаю, что это была завуалированная форма взятки. Ибо я не понимаю, как иначе можно снизить стоимость квартиры почти в 10 раз!»

- Юрий Анатольевич, год назад начались знаменитые события на Майдане. К сожалению, не все принципы и революционные идеи реализованы. В чем причина того, что отдельные коррумпированные чиновники остаются и дальше на своих местах?

- Самое главное — что абсолютно ничего не изменилось в прокуратуре и в судебной власти. Все, находившиеся у власти при Кучме, находятся при власти и сейчас. Они почувствовали свою безнаказанность. И именно безнаказанность и круговая порука привели к тому, что у народа формируется неверие в результаты революции. Тем более люди увидели, что за этот год, с точки зрения борьбы с коррупцией, в стране ничего не изменилось. Я вынужден был обнародовать случай, когда при всех, на глазах всей страны человеку дали взятку — сумму в 1,5 миллиона долларов.

- Вы имеете в виду главу Высшего хозяйственного суда Дмитрия Притыку?

- Я имею в виду супругу Дмитрия Притыки. Все, кто живет в Киеве, знают, что дом по улице Грушевского, 9а — это монстр, который прямо-таки уничтожает всю архитектуру города, который воспринимается как издевательство над архитектурой города, над историческими памятниками, находящимися вблизи него. Он просто изуродовал весь облик Киева, с какой бы стороны вы ни смотрели. И киевляне возмущены этим. В Киеве все можно за большие деньги. И несмотря на то, что градостроительный совет Киева, Управление охраны памятников, МВД, Минэкологии — все были против такой многоэтажности дома, его продолжали строить. Киевляне знали, почему это делается. Чиновникам дали взятки. Некому было доказывать, некому было схватить кое-кого за руку. Обращались некоторые народные депутаты, еще с прошлого года. Даже не из «оранжевого» лагеря. Григорий Бондаренко, например, был доверенным лицом Януковича и обращался с запросом. Я лично разговаривал с прокурором Киева и говорил, что надо останавливать это строительство. После того как Киевсовет принял решение о необходимости остановить строительство и привести все в нормальное состояние, спасительное решение принял Хозяйственный суд города Киева. Все понимали, что несколько лишних тысяч метров в доме, в котором один квадратный метр стоил от 7 до 12 тысяч долларов в зависимости от того, куда смотрят окна, это несколько десятков миллионов долларов, которые «косили» работники ООО «Инвес».

И после этого представители этой фирмы еще набираются наглости выходить на экраны телевизоров и доказывать свою правоту, когда весь город «против». Это люди, которые теперь уже выступают вроде как английскими инвесторами, а один из них — Панчук — ранее отсидел девять лет по приговору суда за дачу взяток и хищения! По второму — Шалоплуту — ведется расследование. На заседании следственной комиссии я задал ему вопрос о том, приобрел ли в этом доме квартиру кто-то из высших должностных лиц. Господин Шалоплут ответил, что квартиры приобретали только юридические лица. Наше расследование показало, что органы прокуратуры, органы МВД фактически прикрывали этих должностных лиц. Генпрокуратура неоднократно проводила проверки и выемки документов, назначалась ревизия ООО «Инвес». И никто не увидел, что там есть должностные лица. Зачем тогда мы содержим эти органы?

В декабре прошлого года было своего рода очищение на Майдане. Вы помните, ни одного правонарушения не совершили люди, ни одного ДТП не было в городе в те дни. Взаимное уважение было колоссальное. Мы как бы стали прообразом страны будущего. Я мечтал, что так будет всегда. И потом мы узнаем, что Притыка Лидия Львовна приобретает квартиру площадью 352 квадратных метра в этом доме по так называемому предварительному договору…

- А в чем заключается предварительность договора?

- Предварительность договора заключается только в том, что окончательное оформление документов происходит после сдачи дома в эксплуатацию. Стоимость квартиры по договору составляет 223 тысячи долларов США. То есть фактически были произведены все действия, в результате которых этот договор просто меняется на другой. Даже доплачивать ничего не надо было. При этом цена за квадратный метр была 600 долларов. Сегодня в этом доме, даже после того как стоимость верхних этажей в связи с их возможным сносом несколько упала, цена не опускается ниже 5400 долларов за квадратный метр.

И ладно, если бы это была обычная гражданка. Но у этой гражданки была фамилия Притыка. И от ее мужа зависело, останется ли в силе решение суда или нет. Конечно же, решение суда существовало, оно давало возможность не реагировать ни одному органу власти Украины, в том числе Президенту Украины. Этим решением наплевали на Президента, который категорически был не согласен с этим строительством ввиду нарушения всех существующих правил. Этим же решением сделали невозможным расследование уголовного дела Ь 50-3837 в отношении органов власти, давших разрешение на такое строительство. Я считаю, конечно, что это была завуалированная форма взятки. Ибо я не понимаю, как иначе можно снизить стоимость квартиры почти в 10 раз. Такой стоимости, как 600 долларов за квадратный метр, попросту нигде не существует. И в данном случае господин Притыка допустил действия, которые выходят за рамки статьи 6 Закона «О статусе судей».

«В Европе еще не было ни одного подобного коррупционного скандала»

- И какова же, по вашему утверждению, сумма взятки?

- Сумма взятки варьируется от 1,5 до 2 миллионов долларов. Но к этому еще необходимо добавить и два гаража! Это все присовокупляется к размеру взятки. Речь идет о совершенно фантастической сумме!

- А какова была реакция самого Притыки?

- Он заявил, что ничего подобного не было. Дескать, это все клевета, это все приснилось Кармазину. По телевидению он заявил, что собирается подавать на Кармазина в суд. А когда он, очевидно, подумал, следующее его заявление было в том, что он расторг договор. Я хочу сказать, что, к большому сожалению, даже если бы он расторг договор, от этого преступление не перестало бы называться преступлением. Спасая положение, документ о расторжении подписали задним числом. По городу Киеву и в других городах после моего разоблачения начали расторгаться договоры, заключенные с участием членов семей многих судей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Украины. То есть в эти дни был пик обращений в нотариат за расторжением договоров. Но даже если их расторгли, это не перестало быть взяткой, потому что взятка считается завершенной с момента ее получения. В Европе еще не было ни одного подобного коррупционного скандала. Там взятки в менее крупных суммах давали в итоге отставки целых правительств. А здесь уже несколько дней всей стране известно о том, что получена взятка, известно, какие огромные квартиры могут покупать судьи. Правоохранительные органы должны проверить и прекратить семейный кооператив, который образовался в Высшем хозяйственном суде Украины.

- Юрий Анатольевич, известно, что супруга Дмитрия Притыки возглавляет юридическую фирму «Циркон». Как вы считаете: не влияет ли это на объективность рассмотрения дел?

- Жена Дмитрия Никитовича — практикующий юрист по хозяйственной категории дел. Его сын и дочь занимаются адвокатской практикой по этой же категории дел… Дошло до того, что семье принадлежат поместья в несколько гектаров. Им же принадлежат фирмы «Экс Леге», ООО «Право», «Циркон» и многие другие. Я не зря упомянул статью 6 Закона «О статусе судей». Я считаю, что конфликт интересов, который возникал, — на Западе это называется так, — он недопустим. И с моральной, и с юридической точки зрения. Об этом знает вся страна. И об этом все молчат. Всех все устраивает. Образовался такой треугольничек. Покрывает все Верховный суд. Генпрокуратура в лице Пискуна занималась покрывательством этого. И люди приходили, жаловались, говорили, что, если хочешь выиграть какое-то дело в Высшем хозяйственном суде Украины, ты должен попасть в фирмы «Циркон» или «Право». Если ты туда не проник, ты не выиграешь дело. Это что, нормально? Так мы ведем судебно-правовую реформу? Это ужас, и я считаю, что с этим надо покончить.

«Пусть Притыка подаст на меня в суд. Представляю себе, сколько журналистов будет на этом процессе»

- В деле Притыки есть политический момент?

- Какой из Притыки политик? В один день заявляет одно, в другой — другое. Пусть Притыка подаст на меня в суд. Я представляю себе, сколько журналистов будет на этом процессе. Я представляю, сколько свидетелей будет в суде. Мы уже готовимся к такому слушанию. Сейчас со мной уже связываются люди из-за рубежа, из антикоррупционных организаций. Я думаю, что это может настолько потрясти все европейские устои, когда председатель такого уровня суда останется на должности хотя бы в течение недели. Это уже международный скандал. Не понимать этого не может ни Президент, ни министр иностранных дел, ни министр юстиции, ни Генеральный прокурор Украины. Украина на сегодняшний день оказалась в центре одного из крупнейших коррупционных скандалов, разразившихся за последнее время. В отличие от предыдущих, здесь есть реальные факты. Есть реальные фирмы. Здесь все абсолютно реально. Есть люди, в пользу которых принимались решения и за которыми стоит криминальное прошлое. Ни одна политическая сила не выступила по этому поводу. Всех все устраивает в этой стране.

- Чем вы руководствуетесь в деле Дмитрия Притыки? Чего в этом было больше — долга парламентария или роли руководителя Партии защитников отечества?

- Я работаю в Комитете по правовой политике. В Комитете, который занимается судьями. Я последовательно отстаиваю позицию по очищению судебного корпуса. Поднимите мой запрос по возбуждению уголовного дела в отношении руководства Кировоградского облсуда, председателя суда города Ривне. Ко мне все время люди обращаются с этими вопросами. Это моя профессия. Позиция Партии защитников отечества и блока Кармазина всегда была бескомпромиссной по отношению к таким явлениям, как разворовывание государственного имущества и коррупция в органах власти. В отношении любой коррупции.

- Дмитрий Притыка занимает свой пост с 1991 года. Не считаете ли вы, что такой длительный срок недопустим с точки зрения борьбы с коррупцией?

- Я хочу сказать — незаконно занимает. Когда-то, еще в старом здании, на годовщину хозяйственных судов я подарил судьям икону. И обращаясь к ним, сказал: «Пускай она вас оберегает, но пусть и напоминает: каким судом будете судить вы, таким образом будут судить и вас». Я буду требовать от Президента, если он у нас является гарантом Конституции, чистоты судебных рядов. Я буду требовать от Генерального прокурора возбуждения уголовного дела по этому факту и расследования всех фактов, связанных с семейным бизнесом Притыки. Так дальше продолжаться не может. Я буду требовать проведения оперативно-розыскных мер в отношении всех тех, кто таким образом заключил подобные договоры, кому взятки давались борзыми щенками. Ведь взятки можно давать деньгами, а можно — борзыми щенками.

- Возможна ли отставка Дмитрия Притыки? Ведь до выхода на пенсию ему осталось всего год и четыре месяца?

- Блок общественных организаций имени Юрия Кармазина не даст коррупционеру дальше исполнять обязанности. Если это не сделает Президент, мы будем это делать самостоятельно. Я все же надеюсь на Президента. Я надеюсь на то, что у нас есть новый Генеральный прокурор. Они вынуждены будут возбудить уголовное дело по этому и другим фактам. Это не тот скандал, который удастся замять. За Притыкой стоят от 300 до 500 миллионов долларов. Лично за ним. Меня предупреждали: что «ты замахиваешься на святое»? Я этого не боюсь.

- Скажите, а в ваш адрес уже поступали угрозы?

- Вчера мне звонили, чтобы проверить, живой я или неживой. Я живой. Я буду долго жить. Но такие звонки уже пошли. Тот факт, что большая часть известных в стране интернет-ресурсов сняла в течение нескольких часов мое заявление, которое я сделал при трезвой памяти и в здравом уме, свидетельствует о том, что на кон брошены очень большие деньги для того, чтобы сохранить Притыку у власти.

- Считаете ли вы необходимым начать борьбу с коррупцией с Высшем хозяйственном суде Украины?

- То, что Президент на открытии 7-го съезда судей Украины говорил о необходимости очищения в высших эшелонах власти и в высших судебных инстанциях, я прежде всего отношу к этому органу — Высшему хозяйственному суду Украины. Я не вижу никаких условий для Притыки и дальше пребывать в должности. Его время прошло. И я думаю, не только его. Просто в данный момент настало время для реальной борьбы с коррупцией. Мы начали с вами с вопроса о годовщине Майдана. Скажите, хоть одно подобное дело было поднято в стране? Нет. Неужели у прокуратуры не было возможности? А я докажу, что по тем датам, когда проводилась выемка документов в ООО «Инвес» в марте этого года, правоохранительные органы знали о фигурантах этого дела. Девятого июня такие данные получила СБУ. В июне эту службу возглавлял господин Турчинов Александр Валентинович. Поэтому я утверждаю, что с июня по август руководство СБУ и Генпрокуратуры достоверно знало о том, что вокруг этого дома — сплошная коррупция. И на тот момент еще никто не расторгал никаких договоров. И дело не только в фамилии Притыки, там есть и другие фамилии, но пока что речь идет о нем. Потому что здесь задействована целая судебная ветвь власти.