Сегодня последний день, когда в Успенском соборе Киево-Печерской лавры киевляне и гости столицы могут увидеть произведение искусства, стоящее в одном ряду с раритетами Фаберже и Картье
Ювелирный шедевр «Лавра Небесная» интересен уже тем, что при фантастической себестоимости (одних только бриллиантов в композиции можно насчитать не меньше ста!) он не продается. Ни за какие деньги!
Создатели шедевра утверждают, что их соавтором был сам Всевышний.
Как-то один из мастеров, закупая в Бразилии материалы для новых творений, обнаружил весьма необычной формы аметистовую друзу. Она напоминала одновременно пещеру и капюшон монашеского одеяния. Все это выглядело тем более символично, что издревле аметист считается камнем духовности.
Около двух лет 22 мастера создавали «Лавру Небесную». Купола из топаза, покоящиеся на бело-розовых облаках, украшены золотыми крестами. Облака же усеяны множеством бриллиантов.
- По замыслу, бриллианты символизируют души праведников, — объясняет директор Дома «Лобортас» Игорь Лобортас, коллектив которого, собственно, и является автором шедевра. — Души настолько чисты, что сияют, как эти драгоценные камни. Сияют ярко и полновесно, ведь в каждом крошечном бриллианте 57(!) граней.
Рядом с пещерой — отлитые из серебра фигуры основателей Киево-Печерской лавры Антония и Феодосия. Интересно, что позолота на капюшоне Феодосия, сколько ее ни обновляли, тускнеет. Будто дух монаха просит учесть его желание оставаться в тени.
- Игорь, ходят слухи, что заключение о высокой художественной ценности ювелирного произведения «Лавра Небесная» было сделано самим экспертом аукционного дома «Кристи»
- Валентин Скурлов, известный в мире искусствовед, был потрясен увиденным. Также высокую оценку работе дала хранитель фонда Фаберже Музея Московского Кремля Татьяна Мунтян. По их оценкам, «Лавра Небесная» стоит в одном ряду с раритетами великих мастеров Фаберже и Картье. Чтобы создать шедевр «Лавра Небесная», ювелиры применили уникальные техники — как новые, так и те, что были забыты и уже не использовались почти столетие.
Кстати, Татьяна Мунтян пригласила нас выставить шедевр в Музее Московского Кремля. И мы очень ей благодарны, ведь многие ювелиры мира стоят в очереди, чтобы получить такую возможность. Планируем также экспонировать «Лавру Небесную» в Эрмитаже, в Музее Ватикана В ближайшие же месяцы хотим показать ювелирную симфонию, как мы ее еще называем, соотечественникам во всех регионах.
- Вы говорите, что шедевр не продается и даже не оценен, так как был создан не для продажи. Выходит, он и не застрахован?
- Имеете в виду, что его могут похитить? Успокою вас: это невозможно. Все продумано до мелочей. Для перевозки ювелирной композиции размером с том энциклопедии мы задействуем одновременно до десяти автомобилей. Все детали в композиции ведь съемные — облака, купола, голубь Для каждого фрагмента — персональный транспорт и вооруженная охрана. Кроме того, произведение никогда не хранится в неразобранном виде и в одном хранилище!
- Этот шедевр, вы утверждаете, не продадите даже с аукциона. А если вам поступит vip-заказ создать что-то подобное?
- Как вы сказали? Подобное? В нашем салоне вы можете приобрести только эксклюзив. К каждому украшению прилагается паспорт, удостоверяющий, что оно существует в единственном экземпляре.
- Разумеется, своих знаменитых клиентов вы не назовете
- Почему же? Люди все уважаемые. Среди обладателей наших произведений — президенты многих стран: США, Франции, Германии, Греции, Канады Несколько лет назад и Филипп Киркоров покупал у нас для Аллы Борисовны колье. Потом мы видели, он и сам не раз появлялся в нем на публике. Оно очень красивое! Хитросплетение золота, серебра и кожи, поверх которых россыпь топазов и бриллиантов.
Среди клиентов и наши знаменитые соотечественники. Например, футболист Максим Шацких приобрел у нас в салоне комплект: фамильный перстень с именной монограммой и нательный крест с такой же монограммой, инкрустированный бриллиантами. Есть, правда, часть клиентов, которые взяли с нас слово не называть их имена
- Понятно, у вас ведь ювелирный салон, как мне рассказывали, «закрытого» типа.
- Это действительно так. На его двери вы не обнаружите вывески. Да и рекламы нашей практически нигде не найдете. Клиент узнает о нас от знакомых своего круга или по Интернету, где у нас есть сайт. В салон не зайдешь с улицы — только по предварительному звонку. Но тех, кого ждут, поверьте, встречают очень радушно. К примеру, чашечкой кофе или чая, которые, подобно ювелирному шедевру, заваривают по эксклюзивному рецепту.