Політика

В поисках прокруста: как депутаты получили деньги и квартиры

0:00 — 9 листопада 2005 eye 278

В «Украинскую правду» попали два удивительных списка. В первом — фамилии народных депутатов этого созыва, которые уже вряд ли вернутся в свои родные Зачепиловки и Рубежные. Потому что получили жилье в столице. Второй перечень — те, которые получили от государства «на тарелочке с голубой каемочкой» не в квадратных метрах. А деньгами. Гривнями. И все это  — согласно закону.

Я рад, что 219 законодателей со всей Украины стали полноценными киевлянами. Более того — теперь будем жить рядом, в когда-то рабочей Дарнице. Где цены уже давно перегнали аналогичное жилье в Варшаве, Праге и Будапеште. Правда, удивляет: а где до того жили некоторые уважаемые? Вот, скажем, бывший депутат всех созывов, затем «донецкий» генпрокурор Геннадий Васильев, который получил самую большую  — 4-комнатную — квартиру? Теснился в общежитии? (При этом его брат, также, очевидно, без крыши над головой, решил взять деньгами. )

Есть в перечне и немало явно небесквартирных киевлян — Юрий Павленко, Оксана Билозир… Жителю столицы от рождения, Олегу Блохину, любимому футболисту моего детства, подфартило, и он стал богаче на 277300 гривен. Которые, вполне законно, теперь может использовать для создания надлежащих условий жизни. Есть и просто клинические случаи. Живут себе братья Ярославские. «УкрСиббанк», «Надра» и тому подобное. Журнал «Wprost», если подзабыли, поставил старшего — Александра — на видное место среди богатейших людей Европы. Так вот, сообщаю: депутаты-банкиры на пару получили «на жилье» более 580 тысяч гривен. Шара, плиз…

Нет, я не призываю вслед за Президентом «к отделению власти от бизнеса». В данном случае — граждан народных депутатов от столичной жилплощади. Сам живу в Киеве, и им того же желаю. Но… Престиж государственной службы — это хорошо. Благодарность за заслуги (тем, у кого есть, а не всем в алфавитном порядке) — тоже правильно. Тем не менее при задекларированном в нашей европейской Конституции общем равенстве граждан некоторые все равно выходят более равными. И нет на них современного Прокруста!

Лина Костенко или Мирослав Маринович никогда не занимались политикой и не будут никогда баллотироваться. Следовательно, и не имеют права претендовать на ласку государства в виде квартиры или «компенсации»? Странная логика законодателей.

И это даже хорошо, что мажоритарки больше нет. Ну, вообразите себе, приезжает депутат N в родной округ, клянется в любви, «не забыть» и тому подобное… А ему избиратель пихает под нос распечатку с популярного сайта. Или хотя бы и эту заметку.

P. S. от «Украинской правды». За комментарием о предоставлении квартир и денежной компенсации депутатам мы обратились в регламентный комитет Верховной Рады.

Одна из сотрудниц секретариата комитета сказала, что деньги и квартиры избранники получили абсолютно легально — согласно Закону «О статусе народного депутата». Там сообщается, что народному депутату «создаются надлежащие жилищные условия».

В комитете объяснили, что депутат может выбирать. Вариант первый — получить квартиру в постоянное пользование, которую он не должен будет возвращать даже после истечения депутатских полномочий. «А как вы думали? Все согласно Жилищному кодексу. Лицо, избранное на должность, в связи с переездом в другую местность, получает там квартиру», — объяснила сотрудница секретариата комитета по регламенту.

Площадь квартиры определяется согласно числу членов семьи депутата. Именно таким путем пошли 86 избранников, в том числе и брат Президента Петр Ющенко, которые теперь имеют квартиры в новых домах по улице Тычины (Березняки) и Сребнокольской (Харьковский).

Второй вариант — получить единовременно материальную помощь для приобретения жилья в любом месте, где душе угодно. Деньги выдаются с учетом количества членов семьи из расчета на среднюю цену одного квадратного метра в Киеве. Порядок утверждает спикер Верховной Рады.

Путем материальной помощи пошли братья Ярославские и другие очень небедные депутаты, которые до избрания имели крупный бизнес, — Алексей Ивченко, Владимир Шандра, Александр Фельдман, Игорь Насалик, Николай Лисин. В целом так поступили 138 избранников.

Те депутаты, которые получили квартиру или пачку гривен, в случае повторного избрания не имеют права на новое жилье или материальную помощь.

Еще есть и третий вариант — получить служебное жилье, которое после прекращения депутатских полномочий следует вернуть государству. Но, разумеется, глупых нет — и в служебную квартиру заселяются временно, чтобы позднее получить постоянную или деньги.

Есть здесь одно преимущество — если квартиру, которая остается навсегда, дают в дальних микрорайонах, то служебная должна быть вблизи админзданий Верховной Рады. При этом жилье должно иметь мебель, телефон, бытовую технику и «отвечать санитарным и техническим требованиям». Что касается депутатов, которые на время избрания уже жили в Киеве, то они могут рассчитывать на деньги, только если они имеют право на улучшение жилищных условий. Например, если за время депутатства избранник с квартирой в столице активно рожал детей, то он может требовать и помощь для приобретения дополнительной площади.