Події

Карточку с микрочипом, в котором заложено определенное количество поездок в подземке, пассажир лишь поднесет к небольшому окошечку на турникете — и считывающее ридер-устройство сработает за долю секунды

0:00 — 16 листопада 2005 eye 329

Киевский метрополитен готовится к внедрению новой системы оплаты за проезд, на днях ее планируют презентовать представителям мэрии

Нынешние проездные с привычной магнитной полоской постепенно сменит бесконтактная пластмассовая карточка с микрочипом и штрих-кодом. Но изменится не только внешний вид проездного документа. Пассажиры, покупая карточку, смогут получить определенные скидки на проезд, а со временем будут платить в зависимости от количества станций и времени, проведенного в подземке.

Представители метрополитена уверяют: при такой системе проезд для постоянных пассажиров окажется дешевле, чем для тех, кто пользуется жетонами.

Повысятся ли при этом тарифы на проезд, пока не известно.

«Нынешние проездные от подделок недостаточно защищены — фальшивок изымаем немало»

- Карточки с магнитной полоской, внедренные еще в начале 90-х, сейчас нуждаются в серьезной модернизации, — уточняет начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский.  — Они не всегда вовремя срабатывают, довольно часто блокируются, из-за чего возникают перебранки между контролерами и пассажирами. К тому же, чтобы пройти с такой карточкой через турникет, необходимо время, порой приходится вставлять проездной в щель турникета несколько раз, что приводит в часы пик к очередям и недовольству людей.

Да и от подделок нынешние проездные недостаточно защищены — во всяком случае, фальшивок изымаем немало. Более того, каждый месяц пассажир, покупая проездной, переплачивает одну гривню — именно во столько обходится изготовление карточки, затем, по истечении срока действия, ее выбрасывает. Новые же проездные будут куда долговечнее и надежнее, а благодаря микрочипу, еще и более «умными», ведь смогут считывать гораздо больший объем информации.

По мнению разработчиков, пластиковая карточка прослужит около десяти лет, и ее не придется каждый месяц менять. К примеру, купив проездной в декабре, пассажир получит возможность ездить, скажем, до марта, — пока на карточке есть деньги. А затем достаточно лишь внести новую сумму и ездить дальше.

Пополнить проездной можно будет в кассах на всех станциях метро, специальные приборы здесь уже установлены. Причем процедура займет не более 10 секунд. На какую сумму пополнить карточку, решит сам пассажир — это будет зависеть от количества поездок в подземке. Кроме того, чтобы не создавать очередей у касс, на станциях установят специальные банкоматы: пассажир, вставив в такой автомат карточку и деньги — на любую сумму любыми купюрами, мгновенно пополнит счет и получит соответствующий чек.

Точной даты введения новой системы оплаты проезда в метрополитене пока не называют, скорее всего, она станет известной после презентации пластиковых карточек. Но уже на всех станциях часть турникетов переоборудована и под новые проездные. А первыми их несколько месяцев испытывали сами сотрудники метро.

Стоимость жетона, которым пользуются, как правило, иногородние пассажиры, намерены повысить

По словам Николая Шавловского, «служебная апробация» продемонстрировала преимущества бесконтактных карточек, а еще позволила усовершенствовать новую систему проезда. Внедрять ее планируют постепенно: первое время можно будет пользоваться двумя карточками — магнитной и бесконтактной, а также жетонами. Но затем старые проездные изымут, а стоимость жетона, которым пользуются, как правило, иногородние пассажиры, намерены повысить.

Новую карточку достаточно будет лишь поднести к небольшому квадратному окошечку на турникете, где установлено считывающее так называемое ридер-устройство, срабатывающее за доли секунды. Главное — подносить проездной не слишком высоко и не очень быстро им махать. В памяти карточки заложено определенное количество поездок — в зависимости от стоимости проезда, и каждый раз на дисплее турникета высветится, сколько поездок пассажиру осталось.

Одновременно разрабатывается более гибкая и дифференцированная система оплаты: проехал одну станцию — плати, условно говоря, 10 копеек, две — 20. То есть чем больше станций, тем дороже плати за проезд, но не выше установленного тарифа (ныне — 50 копеек). Запланированы и скидки. Так, при одной-пяти поездках пассажир заплатит за проезд 100 процентов (условно одну гривню), от 6 до 10 поездок — уже только 90 процентов, за 20 поездок — 80 и так далее. Одним словом, если пассажир, купив жетон, за поездку заплатил, скажем, одну гривню, то владельцу проездного она обойдется, например, в 30-40 копеек.

Чтобы определить, какое время человек провел в подземке и сколько станций проехал, считывающие устройства планируют установить на турникетах не только на входе, но и при выходе со станции. Тогда пассажиру, если он проехал меньше станций, вернут определенную сумму автоматически.

А пока что метрополитеновцы модернизируют автоматы для выдачи жетонов, и многие аппараты уже принимают денежные купюры как старого, так и нового образца (недавно исключительно гривни старого образца).