Політика

Беглый полковник сбу валентин крыжановский утверждает, что виктора ющенко никто не травил, а тело георгия гонгадзе до сих пор не найдено

0:00 — 19 листопада 2005 eye 1372

Полковник, который недавно на пресс-конференции обвинил главу СБУ в коррупции, после чего скрылся, дал сенсационное интервью российской газете «Известия»

«Полковник Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Крыжановский стал автором самой громкой политической сенсации последних недель,  — сообщает российская газета «Известия».  — Он публично обвинил главу СБУ Игоря Дрижчаного в коррупции, вымогательстве и контрабанде, а затем бежал из страны, опасаясь за свою безопасность, — сразу после скандальной пресс-конференции на Крыжановского было совершено покушение. Украинские спецслужбы безуспешно пытаются его найти, в прессе появились сообщения, что Крыжановского похитили. «Известиям», однако, удалось найти «пропавшего» полковника. В интервью Янине Соколовской он говорит сенсационные вещи. Например, утверждает, что опальный российский олигарх Борис Березовский готовил взрывы в Киеве, что Виктор Ющенко не был отравлен и что расследование убийства журналиста Георгия Гонгадзе сфальсифицировали». «ФАКТЫ» предлагают своим читателям познакомиться с интервью полковника «Известиям».

«Я отследил связь Дрижчаного с ближайшими друзьями Президента»

«Известия»: Вы обвинили нового главу Службы безопасности Украины Игоря Дрижчаного в тяжких преступлениях. Он действовал под прикрытием Виктора Ющенко?

Валентин Крыжановский: Эти преступления были бы невозможны без попустительства властей. У нас и раньше проходила информация, что Дрижчаный для украинского руководства — «свой человек». Его назначения главой СБУ требовали ближайшие соратники Ющенко. Компромата на Дрижчаного хватало, были проведены служебные расследования, его дело передали в прокуратуру. Но документам не дали ход бывшие сотрудники Дрижчаного. Сейчас они руководят прокуратурой. Согласно собранным материалам, Дрижчаный был причастен, например, к попытке завладеть

435 миллионами долларов со счетов экс-премьера Павла Лазаренко. Я отследил связь Дрижчаного с ближайшими друзьями Президента. Они вместе готовили суперсекретную операцию.

- Какую именно?

- Речь идет о взрыве, который должен был произойти в Киеве во время президентских выборов (тогда у офиса Ющенко была задержана машина со взрывчаткой, а в прессе появились сообщения, что здесь не обошлось без участия Бориса Березовского.  — «Известия»). Взрыв не состоялся не потому, что Березовский пошел на попятную, а потому, что в Киев прибыли российские оперативники, которые задокументировали, как на машину цепляли российские номера, как пытались спровоцировать международный скандал. Эта история — продолжение киевского исчезновения Ивана Рыбкина (он прятался в Украине по совету Березовского и при помощи его украинских друзей).

- А в отравлении Ющенко вы не обнаружили следа Березовского? И что вы думаете о версии, согласно которой яд Ющенко подсыпало ваше бывшее руководство — экс-глава СБУ Игорь Смешко и его первый заместитель Владимир Сацюк?

- Вы считаете, что Ющенко действительно пытались отравить? Сейчас самая реальная версия — омоложение клеток с последующим употреблением спиртного и аллергической реакцией. Смешко и Сацюк не подсыпали Ющенко яд. Смешко и Ющенко — давние друзья, а Сацюк работал в банке «Украина» с нынешним Президентом и его братом, прекрасно знает все финансовые операции этих «чистых рук». Бывших руководителей СБУ просто сделали крайними.

- Их обвинили также в саботировании расследования «дела Гонгадзе»…

- Это «дело» стало для СБУ самоцелью, особенно когда Ющенко пришел к власти и пообещал Западу найти убийц журналиста. Я знаю, что тело, которое четыре года выдают за труп Гонгадзе, не имеет к нему отношения. Я читал показания исполнителей преступления. В них значится, что Гонгадзе убили, бросили в яму, облили бензином и подожгли. Тело горело 15-20 минут — вы понимаете, что от него осталось? Потом его закопали. Останки, которые обнаружили в лесу под Киевом и назвали телом Гонгадзе, подверглись только «незначительному воздействию химических веществ». За четыре года никто не дал команды провести экспертизу тела. Все исследования, которые делались, были несерьезными. Это понимает даже мать Гонгадзе — она отказывается хоронить тело.

- Намерены ли вы сотрудничать с российскими коллегами, передать им часть документов?

- Вы об этом скоро услышите.

- Говорят, что вы инспирировали покушение на себя…

- Это уже второе по счету покушение. Первое было в июне, его устроило спецподразделение «Сокол». На этот раз я был готов: носил бронежилет, ходил с заряженным пистолетом. Но преступник опередил меня — успел два раза выстрелить. Я ответил ему пятью пулями, но не смог прицелиться. У него был «Макаров» с глушителем, у меня украинский «Форт» с резиновыми пулями.

- В вас стреляли после пресс-конференции, на которой вы разоблачили Дрижчаного и украинское руководство. Ходят слухи, что вас к этому выступлению готовил бывший шеф СБУ, оппозиционер Александр Турчинов. Правда ли это?

- Я с Турчиновым не виделся. Но, когда он руководил СБУ, я готовил для него рапорт о том, как велась незаконная прослушка разговоров Ющенко, Тимошенко и прочих политиков. Их телефонные номера «приписывали» уголовникам, за которыми якобы велось наблюдение. Александр начал бороться с прослушиванием, но очень просто было его организовать в обход Турчинова. В службе его, штатского, считали дилетантом, многие его приказы игнорировались».

В СБУ Крыжановский контролировал реализацию конфиската

«ФАКТЫ» также сообщали о скандальной пресс-конференции Валентина Крыжановского, после которой на полковника было совершено покушение. По факту нападения в Шевченковском РУВД столицы было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство… с применением огнестрельного оружия… ». Хотя многие эксперты, с которыми общались «ФАКТЫ», считали, что покушение, скорее всего, инсценировано самим полковником. В качестве аргументов в пользу данной версии для экспертов служило не только то, что киллер, стреляя в упор, не смог попасть полковнику в голову, но и скандальный послужной список Валентина Крыжановского. В девяностых годах прошлого века выпускник Рязанского военно-десантного училища (Российская Федерация) Крыжановский работал в Главном разведуправлении (ГУР) Минобороны Украины. Туда он перешел «по наследству» из Главразведуправления МО СССР, где был командиром разведподразделения, два года подряд становившегося лучшим в ВДВ бывшего Союза. Во время службы в ГУР Минобороны Украины Крыжановский внедрился в организованную преступную группировку Прыща — одну из крупнейших в Киеве, — где был руководителем службы безопасности. Валентин Крыжановский утверждает, что работал «под прикрытием» для получения ценной информации, но в 1999 году был уволен из Главного управления разведки Минобороны, как занимающийся «не присущей» военной разведке работой. Фактически же его подозревали в «крышевании» ОПГ Прыща. В июне 2004 года Крыжановский поступил на службу в СБУ на должность помощника начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью. Под его контролем была реализация конфиската, проводившаяся через фирму «Свитязь». Но уже 4 октября полковника отстранили от должности и перевели в резерв. В это время сотрудники отдела внутренней безопасности СБУ выясняли, как деньги от реализации конфиската уходили мимо государства. В настоящее время расследуются два уголовных дела по обвинению Валентина Крыжановского в должностных преступлениях, а также вымогательстве денег у столичного предпринимателя. По этим делам Валентин

Крыжановский был задержан на 15 суток, но впоследствии суд отпустил его под залог в 255 тысяч гривен.

В СБУ, комментируя скандальное интервью «Известиям», «ФАКТАМ» заявили, что «во время рассмотрения в суде иска Крыжановского, который попытался опротестовать свое увольнение из СБУ, фактически был подтвержден факт вымогательства полковником у потерпевшей десяти тысяч гривен для якобы организации розыска ее родственника. Поскольку дальнейшее судебное разбирательство могло привести к возбуждению уголовного дела против Крыжановского, он отозвал свое заявление. С учетом изложенного, комментарии человека, который не имел никакого отношения ни к расследованию дела об отравлении Ющенко, ни к делу Гонгадзе, ни к другим резонансным делам, выглядят абсурдными. А изложенные псевдоразведчиком версии еще раз подтверждают полное отсутствие его ориентации в этих вопросах. СБУ остается только выразить удивление, что некоторые уважаемые отечественные и зарубежные СМИ стали инструментом в руках опытного мошенника».