Культура та мистецтво

Фильм «пес барбос и необычный кросс» советские дипломаты брали с собой за рубеж для создания во время переговоров особой дружественной обстановки

0:00 — 19 листопада 2005 eye 462

19 ноября 1993 года умер легендарный режиссер Леонид Гайдай

Комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука» любимы зрителями не один десяток лет. Но критики называли талантливого режиссера «мастером ширпотреба», «режиссером для простонародия». А многие коллеги относились к творчеству Гайдая иронично и считали его картины однодневками. Только после смерти режиссер стал признанным классиком эксцентрической и сатирической комедии.

«В комедии должно быть как можно меньше слов»

Гайдай посещал кинотеатры, чтобы узнать, интересны ли людям его комедии. Когда начинался сеанс, он тихо заходил в зал и присаживался на специально приготовленный стул. «Нинок! Представляешь, смеются в тех же самых местах!» — говорил он жене Нине Гребешковой. «В комедии следует использовать как можно меньше слов, а те, которые есть, должны бить точно в цель», — учил актеров режиссер. В его фильмах трюки буквально сыпались, темп не позволял зрителю перевести дыхание.

В жизни Леонид Иович был достаточно серьезным и замкнутым. Многие не понимали, когда он шутит, а когда говорит серьезно. На вопросы журналистов всегда отвечал: «Смотрите мое кино, этого достаточно». Действительно, почти во всех его фильмах воплощались истории из реальной жизни. «Каким был Леня? Посмотрите на Шурика, и вам все станет ясно», — говорит Нина Гребешкова.

После войны партия бросила лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселей». «Народу нужны комедии», — говорил Сталин. Во ВГИК специально набрали группу режиссеров, выпускником которой стал и Леонид Гайдай. Снимать комедии он решил сразу. Нина Гребешкова вспоминает, что режиссер всегда назначал ей репетиции на вечерние часы. Затем, естественно, провожал молодую актрису домой. Леонид шел рядом с Ниной и всегда что-то рассказывал, размахивая руками. Точно такую же сцену можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда Шурик провожал Лиду. Наталья Селезнева, сыгравшая в фильме Лиду, рассказывает: «После утверждения на роль Гайдай вызвал меня к себе и говорит: «Все хорошо, но меня беспокоит, что фигура у тебя совсем дрянная». С изумлением отвечаю: «Как это дрянная? Еще никто не говорил, что у меня плохая фигура!» А на мне тогда был гимнастический купальник, и я, не раздумывая, сняла перед ним платье. Теперь-то я понимаю, что таким образом режиссер добился реакции знающей себе цену красивой женщины. В фильме Лида раздевается без тени стыдливости и кокетства. Этот эпизод не смутил тогда даже комитет по кинематографии».

Служба будущего режиссера проходила в Монголии. Гайдай объезжал коней, предназначенных для фронта. Высокий и худой солдат очень комично смотрелся на приземистых монгольских лошадях. Нина Гребешкова говорит: «Когда Леня садился на лошадь, над ним все очень потешались. Поэтому в картине «Кавказская пленница» он посадил Шурика на ишака». Леонид очень хотел попасть на фронт. Как-то в часть приехал военком отбирать пополнение в действующую армию. Гайдай так обрадовался возможности попасть на фронт, что на каждый вопрос офицера выходил на шаг из строя. «Кто в артиллерию?» — «Я!» — «Кто в кавалерию?» — «Я!» — «Кто на флот?» — «Я!» — «Кто в разведку?» — «Я!» Солдаты хохотали, а военком сказал: «Да подождите вы, рядовой Гайдай. Дайте огласить весь список». Через двадцать лет этот эпизод был использован в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А когда снималась картина «Иван Васильевич меняет профессию», актриса Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Тогда расстроенный режиссер строго заявил: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла в другой. Срочно поправляйся!» Пришлось Крачковской быстро набирать вес.

Увидев в конце «Бриллиантовой руки» атомный взрыв, комиссия забыла о придирках к другим эпизодам

Любимую народом комедию «Кавказская пленница» министерство культуры уже почти приговорило к невыходу на экраны. Помог случай. Субботним вечером Брежнев захотел посмотреть какую-нибудь новинку, и ему показали «Кавказскую пленницу». В понедельник утром министр культуры услышал в трубке голос генсека, который передавал благодарность создателям фильма. Гайдай очень любил импровизацию. Владимир Этуш говорит, что режиссер позволял ему делать на съемочной площадке все, что вздумается. В результате родилось: «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсэм бэлый», «спортсменка, комсомолка… »

Сценарий к фильму «Пес Барбос и необычный кросс» Леонид Иович написал после прочитанного в журнале «Крокодил» фельетона о браконьерах. Комедию снимали в подмосковном поселке Снегири. Работа над фильмом запомнилась актерам как бесконечный марафон. Бегали целый месяц, кроме воскресенья. В 1961 году десятиминутная немая короткометражка получила дипломы на кинофестивале в Лондоне, Сан-Франциско и Москве. Эта комедия была психологическим оружием советских дипломатов. Для создания дружеской атмосферы фильм возил за рубеж и Никита Хрущев.

В бесконечной борьбе с цензурой режиссеру постоянно приходилось придумывать новые трюки. В «Бриллиантовой руке» он «приклеил» в конце фильма документальную хронику атомного взрыва. На недоуменные вопросы отвечал: «Это напоминание о серьезных вещах, примета нашего неспокойного времени». Комиссия просто обомлела от такой «вольности». В общем, пока уговаривали Гайдая убрать этот вовсе не соответствующий идее фильма кадр, забыли о придирках к другим эпизодам. Так в фильме осталось, к примеру, «руссо туристо, облико морале».

В личной жизни Леонид Иович больше всего ценил уединение и семейный уют. Дочь режиссера вспоминает: «Папа хозяйством не занимался, гвозди не заколачивал, но очень хорошо умел готовить, особенно картошку. Прекрасно солил грибы».

Тяжелое ранение, полученное в 1943 году, мучило Гайдая всю жизнь: время от времени на ноге у него открывалась рана, из нее выходили осколки. Но о страданиях режиссера окружающие даже не догадывались. Умер Леонид Иович 19 ноября 1993 года. Нина Гребешкова была с мужем в последние минуты его жизни: «В легких у него накапливалась жидкость, но потом он стал себя лучше чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. В тот вечер мы вместе поужинали. Он вздохнул — и все. Прибежали врачи, надели маску, но спасти его было уже невозможно. Все их усилия оказались бесполезны. Он ушел».

По материалам документального фильма «Гайдай. Комедии

семейной жизни» подготовила

Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»