Події

Директор столичного лицея «лидер» дмитрий кравченко: «да, мы готовим чемпионов. Но в украине гении, похоже, не нужны»

0:00 — 29 листопада 2005 eye 916

Приглашенные на открытый командный турнир российских регионов по математике в качестве гостей, старшеклассники лицея во всех видах интеллектуальных состязаний стали первыми, оставив позади даже москвичей

Лицей «Лидер» давно славится рекордами. К примеру, в прошлом году из 13 киевских школьников, участвовавших во всеукраинской олимпиаде по математике, 11 призеров оказались… учениками лицея «Лидер».

Интересно также другое: когда математические первенства всеукраинского и мирового масштаба проводятся среди студентов и чемпионом становится студент украинского вуза, выясняется, что он, как правило, — выпускник лицея «Лидер». Говорят, здесь, в лицее, преподают «науку побеждать». Поделиться секретами «фабрики звезд» я попросила директора лицея Дмитрия Кравченко. Но наша беседа приняла весьма неожиданный поворот, далекий от триумфального…

«Если большинство победителей олимпиад из одной школы — тут не радоваться, а плакать нужно»

- Да, мы готовим чемпионов, — говорит директор лицея «Лидер» Дмитрий Кравченко.  — Но что дальше? Выйдя из стен лицея, к сожалению, они растворяются в серой массе либо… уезжают за границу. Это же парадокс: обладая богатейшими интеллектуальными ресурсами, мы в государстве не умеем их применить. «Золотой» интеллект остается невостребованным, так как у нас нет высокотехнологичных отраслей. Они в других странах — в Японии, США, Германии, оттуда мы импортируем все, что касается высоких технологий, — мобильные телефоны, компьютеры, бытовую технику и технику для офиса… По статистике в Украине самое большое количество программистов на душу населения, а что мы создаем?

- Вы видите выход?

- Знаете, почему советская система образования долгие годы считалась одной из лучших? Она соответствовала индустриальному типу экономики. Сейчас же модель образования должна «стыковаться» с информационным типом общества, а мы застыли в индустриальном. По сравнению с общеобразовательными школами в лицеях и гимназиях более гибкие программы. Средняя же школа изжила себя. И это не преувеличение. Вот мы говорим о победах в олимпиадах. А вам известно, что среди победителей  — ученики о-чень узкого круга учебных заведений?! В основном тех самых лицеев и гимназий, где учатся меньше одного процента детей Украины! Остальные просто неконкурентоспособны. Так что если большинство победителей из одной школы — тут не радоваться, а плакать нужно.

«У ребят есть мозги. Но учителей, способных их «распознать» и развить, в школе осталось мало»

- Дмитрий Григорьевич, я уверена, многие родители, чьи дети учатся у вас и в подобных престижных лицеях, скажут: «Ну изжила себя средняя школа, так изжила. Мой-то ребенок в хорошей школе».

- Знаете, я историк. И привык смотреть на картину мира в целом. А связь простая. Единицы образованных интеллектуалов — это еще не отрасль. Поэтому нашим гениям с их достижениями так трудно вписаться в реалии жизни, где их гениальность не нужна.

- И все же, Дмитрий Григорьевич, скажите, ваши лицеисты ведь побеждают не только во всеукраинских олимпиадах, но и на международных. Есть у вас в лицее особые секреты подготовки призеров?

- Секрет прост. У ребят есть мозги. А у нас пока есть учителя, способные их «распознать» и развить. Но это пока. Пока работают пенсионеры и учителя предпенсионного возраста. Учителей в возрасте 25-35 лет в школе сейчас практически не осталось. Именно поэтому сегодня мне хочется говорить не о победах, а о больших поражениях, которые, быть может, еще можно предотвратить.