Політика

Генерал-майор савченко, командир украинского миротворческого контингента в ираке, в чьей посылке домой нашли незадекларированные 47,5 тысячи долларов, не виновен в контрабанде?

0:00 — 2 грудня 2005 eye 5865

Печерский райсуд отменил постановление о возбуждении уголовного дела лишь тогда, когда уже было полностью закончено следствие «ФАКТЫ» уже рассказывали читателям о том, что 9 февраля нынешнего года сотрудники СБУ при содействии таможенников и пограничников задержали украинских миротворцев, которые везли из Ирака рейсом «Эль-Кут-Николаев» гроб с телом умершего от сердечного приступа полковника Романа Середницкого. У миротворцев обнаружили незадекларированную валюту на сумму 319,5 тысячи долларов. Купюры были тщательно припрятаны: 10 тысяч были в коробке радиоприемника бортрадиста самолета, 47,5 тысячи нашли в кроссовках, 60 тысяч извлекли на свет из замотанной скотчем вазы, футляров зажигалок, фонарика и фотоаппарата, еще 202,2 тысячи лежали просто в картонных коробках. Среди вещей одного из военнослужащих нашли пять золотых часов, украшенных драгоценными камнями.

Офицеры, в вещах которых обнаружили контрабанду, заявили, что ничего о ней не знали и были только перевозчиками посылок. Задержанные возмущались действиями таможенников, грозили им всевозможными неприятностями. Но, увидев, что их угрозы никого не пугают, смирились.

Вначале историей с незаконным ввозом валюты занялась Служба безопасности Украины, департамент военной контрразведки которой разрабатывал и осуществлял операцию по пресечению контрабанды, а затем — управление по надзору за соблюдением законов в Вооруженных силах Генеральной прокуратуры. Выяснилось, что у нелегального денежного запаса — несколько хозяев, в том числе и командир украинского миротворческого контингента в Ираке, заместитель командира многонациональной дивизии «Юг-Центр» генерал-майор Сергей Савченко. Отправитель разделил свои деньги (47,5 тысячи) на три пачки, каждую обернул бумагой, обмотал скотчем и спрятал в кроссовки. Коробку с обувью, в свою очередь, вместе с другими вещами упаковал в коробку побольше, запечатал ее и обмотал веревкой.

Вскоре после возвращения из Ирака генерала задержали, и в ожидании санкции на арест трое суток ему пришлось провести в изоляторе временного содержания. Однако военный суд Киевского гарнизона счел возможным отпустить подозреваемого на подписку о невыезде. В июле главк Генпрокуратуры завершил досудебное следствие и предоставил Савченко материалы на ознакомление. Генерал в течение пяти месяцев, приходя в ГПУ как на работу, не торопясь изучал четыре пухлых тома. Уголовное дело вот-вот должны были направить в военный апелляционный суд Южного региона, как вдруг Печерский райсуд столицы, рассмотрев жалобу Савченко, вообще отменил постановление о возбуждении уголовного дела по контрабанде, сочтя его незаконным!

- Дело в том, что моя посылка находилась на борту самолета как «несопровождаемый багаж», — сказал «ФАКТАМ» генерал-майор Савченко. Пока идет следствие, он находится «в распоряжении министра обороны» — иными словами, без должности.  — Я не успел рассказать офицеру о находившейся внутри посылки валюте, но как только возник вопрос, сразу предоставил на Николаевскую таможню заполненную декларацию. По закону, я мог это сделать в течение десяти дней после задержания груза.

На вопрос о происхождении денег генерал отвечать отказался.

- Все необходимые пояснения я дал следователю. Вас лишь могу уверить, что доллары — не криминальные.

(К слову сказать, дело о легитимности перевоза принадлежащих генералу купюр через границу «ФАКТЫ» занимает меньше, чем вопрос о происхождении этой суммы. Известно, что зарплата командира миротворческого контингента составляла около 1300 долларов. В Ираке Сергей Савченко провел около семи месяцев. Откуда остальные деньги? Из бесед с лицами, непосредственно занимавшимися расследованием «дела Савченко», «ФАКТАМ» стало известно, что наличие у него 47500 долларов генерал пояснял следующим образом. В двадцатых числах декабря 2004 года командир 72-го отдельного механизированного батальона подполковник М. в качестве подарка от шейхов Эс-Сувейры преподнес ему коробку с фотоаппаратом. О том, что там деньги, генерал и не догадывался. Лишь через несколько дней, внимательно осмотрев содержимое коробки, Сергей Савченко увидел там вышеозначенную сумму и принял решение вернуть купюры дарителям через того же подполковника М. Однако сделать это не удалось, так как М. погиб при взрыве фугаса 9 января (»ФАКТЫ» писали об этом случае, и подполковник М. действительно один из погибших), а кому именно из шейхов принадлежали деньги — Савченко не знал. Поэтому, как пояснил генерал, он решил использовать деньги на свое усмотрение, и 9 февраля отправил посылочку своим родным в Украину.

Еще на допросах Сергей Савченко указал, что валюту он не прятал — просто хотел компактнее упаковать. А офицера, через которого передавал посылку, не предупредил о наличии в ней валюты, потому что замотался и не успел… )

- А почему же вы обратились в суд только спустя несколько месяцев по окончании досудебного следствия, практически на пороге судебного процесса?

- Хотел подробно ознакомиться с фабрикуемыми против меня обвинениями. А увидев их, обжаловал!

В главном военном управлении Генпрокуратуры, в свою очередь, возмущены решением Печерского райсуда.

- Оно абсолютно незаконно, — заявил начальник главка старший советник юстиции Юрий Вийтев.  — Не говоря уже о том, что принято в спешке. Судья Анжела Стрижевская, удалившись в совещательную комнату, за полтора часа успела изучить четыре тома уголовного дела и подготовить решение на четырех печатных страницах! Реально ли это? Особенно учитывая то, что во время слушания она усомнилась в том, что наш сотрудник за семь дней мог изучить два тома, переданные нам из СБУ.

Генеральная прокуратура уже подготовила апелляцию, которая вскоре будет рассматриваться в Апелляционном суде столицы.