Культура та мистецтво

Джон леннон: «если на гастролях рядом с нами не было поклонниц, мы нанимали проституток»

0:00 — 8 грудня 2005 eye 575

К 25-летию со дня убийства Леннона компания Би-би-си передала в радиоэфире никому не известное до сих пор интервью 35-летней давности, в котором музыкант раскритиковал образ жизни членов «Битлз»

Ровно 25 лет назад в Нью-Йорке был убит Джон Леннон, выдающийся музыкант, композитор, один из членов легендарной ливерпульской четверки, известной всему миру как группа «Битлз». Его музыка определила мировоззрение миллионов людей в разных странах. Песни Леннона пользуются огромной популярностью по сей день. «Представь себе» и «Дайте миру шанс» стали гимнами борцов за мир. Каждое сказанное Джоном слово воспринимается его многочисленными поклонниками как откровение. 4 ноября британская телерадиокомпания Би-би-си транслировала в своем радиоэфире запись интервью Леннона основателю журнала «Роллинг Стоун» Яну Веннеру. Беседа записывалась в декабре 1970 года, восемь месяцев спустя после распада «Битлз». У Веннера было несколько таких пленок. Он встречался с Джоном несколько раз в период с 1968 по 1971 год. Большая часть материалов, которую Ян переделал для печати, тогда же вышла в нескольких номерах «Роллинг Стоун». Их смели с прилавков в считанные минуты. Что касается этой записи, то ее содержание до сих пор никому не было известно, кроме самого Веннера. Журналист считает, что в этом интервью Леннон говорил предельно честно и откровенно. «В нем не прозвучало ни единой мысли, которая не была бы ценной или интересной», — утверждает Ян.

«У нас было все — деньги, развлечения, секс, наркотики»

Леннон безжалостно относился к имиджу «великолепной четверки», как называли «Битлз» поклонники и пресса. Он камня на камне не оставил в интервью от образов чистеньких симпатичных молодых людей, которыми считали Пола Маккартни, Джорджа Харрисона, Ринго Старра и его самого: «Мы жили в этаком Древнем Риме в миниатюре времен его упадка. У нас было все  — деньги, развлечения, секс, наркотики. И каждый мечтал попасть в этот манящий круг. О том, как мы живем, знали многие, но мы просили репортеров не писать об этом. Не лишайте нас нашего маленького Рима, где у нас есть дома и машины, любовницы и жены, девчонки и вечеринки, а также выпивка и наркотики, говорили мы… Это была темная сторона «Битлз». Если на гастролях рядом не оказывалось поклонниц, мы нанимали проституток. Есть фотографии, где я выползаю на четвереньках из публичного дома в Амстердаме, а прохожие мне говорят: «Доброе утро, Джон!»

По мнению Леннона, фотографии и другие нелицеприятные откровения не были известны, потому что никто не хотел «большого скандала», даже пресса.

Досталось в интервью и бывшим товарищам Джона по группе Полу и Джорджу. Леннон раскритиковал Маккартни: «Нам надоело быть вечными помощниками Пола после смерти Брайана Эпстайна (менеджер группы, которого часто называли «пятым битлом».  — Ред. ). Маккартни взял на себя руководство и якобы вел нас. Что это за руководство, когда мы все время ходили по кругу? А наше песенное партнерство с Полом закончилось где-то в 1962 году. Лучшие песни «Битлз», кроме самых ранних, вроде «I Want to Hold Your Hand», были написаны порознь… Но я знаю, что Маккартни способен на великие произведения, и он обязательно их создаст».

«Быть гением совсем не весело. Это — пытка»

Когда разговор зашел о Харрисоне, который незадолго до этого выпустил свой первый сольный альбом, Леннон заявил: «Что я могу сказать. Джордж работал с двумя великолепными авторами и многому у нас научился… Но я не против, когда Джорджа сравнивают со мной».

Если обвинения в подражательстве в адрес Харрисона прозвучали завуалированно, то солисту «Роллинг Стоунз» Мику Джаггеру досталось по полной программе: «Джаггер — посмешище! Давайте сравним любой из альбомов «Битлз» и то, что выпустили «Роллинг Стоунз» через два месяца после этого. В каждом их альбоме Мик имитирует нас!»

В своем увлечении героином Леннон неожиданно обвинил Пола, Джорджа и Ринго: «Я считал их своими лучшими друзьями. А они отказались принять Йоко (Йоко Оно, вторая жена Леннона.  — Ред. ). Их неприязнь заставила нас искать утешения в наркотике. Нам с Йоко было очень больно… »

И все же Джон нисколько не жалел о том, что связал свою жизнь с Оно. Разговор о ней внес позитивные нотки в интервью: «Йоко оказалась самым большим удовольствием, которое я испытал в своей жизни. Я многое пробовал, в том числе и ради вдохновения. Теперь могу сказать с уверенностью: нет лучшего стимула в жизни и творчестве, чем объятия любимого человека!»

Уже когда беседа подходила к концу, Веннер спросил, осознает ли Леннон свою гениальность? Джон ответил, что чувствовал это с детских лет. А потом добавил: «Быть гением совсем не весело. Это — пытка».

По материалам Би-би-си подготовила Наталия ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»