Решение поручить компании «Славутич Регистратор» вести реестр акций предприятия было принято, несмотря на существование договора НЗФ с другим регистратором, права которого на ведение реестра подтверждены решением другого суда
Несмотря на заверения политиков о прекращении процесса реприватизации, борьба между нынешними владельцами ряда предприятий и желающими в новых политических реалиях заполучить промышленные объекты не прекращается. Она ведется, что называется, с переменным успехом. Именно так сейчас можно сказать о ситуации, сложившейся вокруг Никопольского завода ферросплавов. Группа «Приват» продолжает спор с нынешним хозяином предприятия — финансово-промышленным консорциумом «Приднепровье». А поскольку о реприватизации предприятия сейчас говорить еще рано, то схватка идет за то, кто будет регистратором и держателем пакета акций завода, то есть кто будет осуществлять контроль за ним в период межвременья.
Группу «Приват» в этом споре представляет близкая к ней компания «Славутич Регистратор», которая на прошлой неделе в очередной раз попыталась вернуть себе право регистратора и держателя акций НЗФ — на этот раз через Киевский хозяйственный суд. И суд частично признал это требование законным, оставив его регистратором НЗФ. Такое решение выглядит, по меньшей мере, странным, так как эта компания уже больше двух лет не имеет никакого отношения к НЗФ.
История этого вопроса началась еще в 2001 году, когда НЗФ заключил договор со «Славутич Регистратором» на ведение реестра акций этого предприятия. Однако, по свидетельству менеджеров ферросплавного завода, регистратор выполнял свои обязанности недобросовестно, пресекая попытки НЗФ провести собрание акционеров и, таким образом, препятствуя принятию важных для предприятия решений. Поэтому в октябре 2003 года завод обратился в Никопольский суд, который, признав договор недействительным, обязал «Славутич» передать реестр другому регистратору. Им по решении завода стал «Альфа-Инвест». Данный договор действовал до сентября 2005 года. После этого предприятие, пользуясь своим законным правом выбора регистратора, избрало на эту роль компанию «Оливер Регистратор». Все это время «Славутич Регистратор» пытается вернуть себе право быть регистратором НЗФ, вооружившись решениями многочисленных районных судов Украины (имеющих, кстати, абсолютно одинаковые, как под копирку написанные резолютивные части) и оперируя довольно-таки сомнительными доводами.
Так, например, «Славутич Регистратор» утверждает, что после того как НЗФ разорвал с ним договор на ведение реестра, он отказался передать реестр «Альфа-Инвест». Поэтому, дескать, «Альфа-Инвест» не могла стать законным регистратором. И это при том, что НЗФ добивался права сменить регистратора через суды. Суды, вплоть до Верховного, это право удовлетворили, признав договор со «Славутич Регистратором» недействительным. То есть «Славутич Регистратор», утверждая, что не передавал реестр, публично признается в том, что не выполнил решение Верховного суда, более того, еще и строит на этом свои доказательства в очередном суде.
Есть и другие доводы, которые ставят под сомнение право «Славутич Регистратора» на ведение реестра акций НЗФ. Присутствовавший на суде представитель Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку подтвердил, что «Славутич Регистратор» не имеет(!) сертификата на право ведения реестра акций этого предприятия.
Представитель завода привел более чем веский аргумент, заявив, что по закону выбирать регистратора реестра акций имеет право только само предприятие, то есть НЗФ, который давно разорвал договор со «Славутич Регистратором». Но для последнего, судя по всему, и это не является аргументом. В итоге вырисовывается весьма оригинальная картина, которую можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте, что вы решили сделать ремонт в своей квартире. Наняли рабочих, и когда качество их работы вас не устроило, разорвали с ними договор и наняли другую бригаду. Но отставленных ремонтников это не устроило, и они решили потребовать через суд восстановить их право делать ремонт. Вопреки вашему желанию и вопреки качеству их работы. Иными словами, налицо попытка навязать(!) свои услуги клиенту, вопреки его желанию и праву выбора.
Есть и другие показатели, наглядно демонстрирующие желание «Привата» любыми путями получить возможность управлять акциями НЗФ. После того как завод разорвал со «Славутич Регистратором» договор, эта компания обратилась в Малиновский суд Одессы с иском о признании ее прав регистратора. Суд просьбу удовлетворил. Но на заседание этого суда не были(!) приглашены ни представители НЗФ, ни представители законного регистратора «Альфа-Инвест». Более того, о решении одесского райсуда они узнали только через два года(!). По этому поводу представитель «Альфы-Инвест» Леся Руделева заявила, что манера добиваться своего путем фиктивных судебных решений является излюбленным методом «Славутич Регистратора». И вот теперь Киевский хозяйственный суд опять принял решение восстановить «Славутич» в правах регистратора акций НЗФ, несмотря на то, что сам завод уже выбрал себе регистратора и не желает иметь ничего общего с фирмой «Славутич Регистратор». Более того, повторимся, что в октябре НЗФ заключил договор на ведение реестра с компанией ООО «Оливер Регистратор», расторгнув договор с «Альфа-Инвест». Затем Никопольский районный суд признал «Оливер Регистратор» единственным законным регистратором и подтвердил за этой компанией право вести реестр акций ОАО «НЗФ». Однако несмотря на это решение, которое, кстати, продолжает действовать, Киевский хозяйственный суд принял решение в пользу «Славутич Регистратора». Правда, оно еще не вступило в силу и будет обжаловано, о чем представители «Альфа-Инвест» сообщили после суда. Если обжалование не состоится, в стране может сложиться парадоксальная ситуация — когда одновременно будут действовать два одинаковых по силе судебных решения, подтверждающие права на один реестр сразу двух регистраторов!
Что ж, желание группы «Приват» получить контроль над Никопольским заводом ферросплавов понятно. Ведь уже сейчас он контролирует два ферросплавных завода — Стахановский и Запорожский, а также два горно-обогатительных комбината, добывающих ферросплавное сырье, и 26 процентов акций НЗФ. Получив полный контроль над этим заводом, «Приват» станет монополистом на украинском рынке ферросплавов. А это сулит немалые материальные бонусы. Только как быть с антимонопольным законодательством и правом завода самому выбирать себе регистратора?