Події

Чемпион мира веселин топалов: «иногда полезно провести ночь в компании девушек, чтобы полностью отключиться от шахмат»

0:00 — 29 грудня 2005 eye 457

По итогам уходящего года 30-летний болгарский гроссмейстер стал лучшим шахматистом мира

Веселину Топалову, кажется, на роду было написано стать сильнейшим шахматистом мира, настолько судьба болгарского гроссмейстера похожа на судьбы многих других шахматных королей. Родившийся в провинциальном городе Русе неподалеку от границы с Румынией он рано остался без родителей. Шахматные способности у мальчика проявились очень ярко. В 14 лет Веселин стал чемпионом мира в своей возрастной группе. Тогда-то на него и обратил внимание выпускник филологического факультета Софийского университета и шахматный мастер Сильвио Данаилов. Подобный сюжет неоднократно описан в мировой литературе. В знаменитом романе Владимира Набокова «Защита Лужина» предприимчивый импресарио возил своего подопечного с турнира на турнир, словно собачонку на поводке, зарабатывая на таланте шахматиста немалые деньги. У дуэта же Топалов-Данаилов отношения совершенно иные.

Общаясь с болгарскими шахматистами на различных соревнованиях уже лет десять, корреспондент «ФАКТОВ», конечно, был в курсе перипетий их спортивной карьеры. Звонок в испанскую Саламанку, где сейчас проживают новый чемпион мира и его тренер, позволил уточнить некоторые детали и просто пообщаться.

«По испанским дорогам проехал в машине 25 тысяч километров»

- В Болгарии в начале 90-х годов было не до шахмат, и Сильвио предложил поехать вместе с ним на турниры в Испанию, — поведал «ФАКТАМ» чемпион мира Веселин Топалов. (Кстати, оба болгарских шахматиста прекрасно говорят по-русски, а также по-английски и испански.  — Авт. ) — Там до сих пор проводится самое большое в мире число соревнований. Мы как-то подсчитали, что за год проехали в машине Сильвио по испанским дорогам 25 тысяч километров. Случалось, ночевали прямо в автомобиле.

- Наверное, Сильвио был для тебя не только водителем?

- В детстве Веселин был страшным трусом, — рассмеялся Сильвио Данаилов.  — Любил всем соперникам, которых считал сильнее себя, предлагать ничью. Поэтому первым делом я постарался закалить его характер, чтобы парень стал настоящим бойцом.

- Сразу же после завершения чемпионата мира в Аргентине вашу команду обвинили в использовании компьютерных подсказок…

- Даже не собираюсь комментировать этот идиотизм, — возмутился Сильвио.  — Такие слухи распространяют больные люди — параноики. Вот уже полтора года Топалов показывает феноменальные результаты: на чемпионате мира в Триполи — девять с половиной очков из десяти, победы на супертурнирах в Линаресе и Софии. В сентябре в Аргентине он стал чемпионом мира и вышел на первую строчку рейтинга. Какие еще нужны доказательства? Просто кто-то не умеет проигрывать с достоинством.

- Почему сорвались уже объявленные в прессе матчи Топалова с Бобби Фишером и Владимиром Крамником?

- Переговоры с Фишером шли довольно успешно, — пояснил тренер.  — Матч должен был состояться в Исландии по правилам шахмат Фишера, но, когда дело дошло до подписания контракта, Фишер куда-то пропал. С Крамником же Топалов готов играть только под эгидой ФИДЕ, а не вновь созданной россиянином организации.

«Измениться меня заставил колдун»

- Говорят, твой успех связан с довольно долгим пребыванием в Украине.

- Я провел несколько месяцев на сборах в Ялте, готовясь к несостоявшемуся матчу между Пономаревым и Каспаровым, — говорит Веселин.  — Каждый день уделял шахматам не меньше восьми часов. Тогда и почувствовал, что сам смогу успешно бороться за мировое первенство.

- Откуда такая уверенность?

- В Ялту к Пономареву был также приглашен известный белорусский психолог и целитель Сергей Быков. Мы за глаза называли его колдуном. Но наладить с ним контакт Руслан так и не смог. Пономарев постоянно прятался от колдуна, наотрез отказываясь с ним общаться. Накануне своего вынужденного отъезда Сергей посетовал, что, дескать, сколько езжу по миру, а такого экземпляра, как Пономарев, еще не видал. В сердцах он даже крикнул Руслану: «Если я тебе так неприятен, не молчи, покажи это. Ну дай хоть мне по роже!» И неожиданно для всех нас обычно спокойный Руслан замахнулся и… ударил бы таки Быкова, если бы тот каким-то чудом не успел увернуться. Таким я Пономарева никогда ни до, ни после этого не видел.

Зато сам я беседовал с колдуном часто. Однажды он сказал мне: «Вы, шахматисты, даже не представляете, какими огромными потенциальными возможностями обладаете. Нужно только правильно их реализовать». Так что измениться меня заставил именно колдун. Если раньше я ложился очень поздно и мог спать до самого обеда, то сейчас полностью изменил распорядок дня. Стараюсь разделять вещи на главные и второстепенные.

- И какой же теперь у тебя режим дня?

- Утром — зарядка, затем — тренажерный зал. Из положения лежа поднимаю штангу весом 75 килограммов. Иногда могу погонять в футбол. Шахматами начинаю заниматься после обеда. Стараюсь следовать методике одного испанского доктора. Он установил, что у шахматистов левое полушарие головного мозга отвечает за расчет вариантов, а правое — за фантазию, воображение. Важно сохранить равновесие между деятельностью обоих полушарий. Тогда лучше концентрируешься на игре, а после партии можешь быстрее расслабиться и заснуть. В этом мне помогают специальные очки и наушники. Их конструкция? Пусть пока будет секретом.

- Помню, как три года назад в Эмиратах мы с тобой были в гостях, а наутро ты блестяще сыграл партию.

- Иногда полезно провести ночь в компании девушек, чтобы полностью отключиться от шахмат. Особенно если игра идет неудачно. Но постоянно вести такой образ жизни не рекомендую. Я долгое время жил на Канарах прямо на океанской набережной. Вот там сконцентрироваться на шахматах было очень трудно. Вокруг все купаются, загорают. Вечером — дискотека, рестораны, музыка… Пришлось переехать в более спокойный университетский город Саламанка. Там примерно за 100 тысяч евро я купил себе небольшую трехкомнатную квартиру.

- Сидишь в ней в одиночестве и двигаешь фигурки…

- Ну почему же? Под вечер выбираюсь со своими испанскими друзьями в кафе или на дискотеку.

- А как насчет личной жизни?

- С девушками, конечно, встречаюсь, но обзаводиться семьей в ближайшее время не собираюсь. Пока нянчу двоих детей Сильвио.

- За победу на чемпионате мира тебе подарили новенький «Вольво-S40» серебристого цвета. Тест-драйв уже провел?

- Даже и не знаю, что с такой дорогой машиной делать… Скорее всего, оставлю в Софии брату Саше. В детстве мы с ним часто дрались, зато сейчас очень близки. По Саламанке же я привык ездить на народной машине — «Фольксвагене-Гольф». Она маневреннее, да и припарковаться легче.

- Помнишь, на что свои первые призовые, заработанные в Испании, потратил?

- Тренер всегда внушал мне, что шахматисты играют прежде всего для зрителей. Поэтому тогда, тринадцать лет назад, я первым делом позаботился о своем внешнем виде. И сегодня не отказываю себе в удовольствии покупать одежду от лучших итальянских дизайнеров. Мои любимые марки — Brioni, Ermenegildo,Zgna, Armani.

- Чтобы ты делал, если бы шахмат вообще не существовало?

- Стал бы пилотом гражданской авиации. Люблю бывать в разных странах. Самое сильное впечатление осталось от Лас-Вегаса.