В отличие от других знаменитостей, которые на новогодние праздники стараются заработать, всеми любимые «городошники» будут встречать 2006 год в семейном кругу, так как работать в это время, по их словам, грех
Это только нам, телезрителям, кажется, будто создатели и бессменные ведущие «Городка» если не ночуют, то уж все дни точно проводят вместе. В действительности же съемки передачи занимают десять дней в месяц. Остальное время Стоянов с Олейниковым проводят порознь. Вот и это интервью мне удалось взять у каждого по отдельности.
- Смотрю, часы у вас хорошие, Илья Львович.
- Швейцарские, когда-то их хозяином был Юрий Николаевич Стоянов.
- С грустью об этом извещаете. Или мне кажется?
- Однажды собрался в Швейцарию, Юра говорит: «Купи мне часы. Отыскал через Интернет. Новая модель, в Россию не поступала, продается только за кордоном». И дает конверт с пятью тысячами долларов. Опускаем подробности, как я прочесывал часовые магазины Женевы, Лозанны и прочих попадавшихся на моем пути городов. Наконец нашел, решил: надо брать! Поехал покупать, сел в электричку, повесил в изголовье куртку с деньгами, лежащими во внутреннем кармане, и спокойно уснул. Прихожу в магазин. Ткнул пальцем в часы, произнес сакраментальное: «Заверните!» — и принялся ощупывать куртку. Потом пиджак, брюки. Нет конверта! Лихорадочно вывернул карманы и понял: стырили. Позвонил Юре, говорю: «Будь ты проклят со своими часами! Теперь придется возвращать бабки». Я был возмущен этим поступком.
- Вора?
- Да хрен с ним, с вором! Стоянова! Если бы не он, ничего не случилось бы! Юра предложил: «Половину верни, и разойдемся». Я ответил: «Отдам все, раз уж пролетел». Признаюсь: расставаться с пятью тысячами было больно. В принципе, мог бы сразу вручить всю сумму, но не решился. Какая-то сила мешала. Даже имя ее знаю — жадность. В итоге растянул процедуру месяца на три.
- Юрий деньги брал спокойно?
- Да. Но при этом скромно потупил глазки Через полгода те самые часы появились в Питере, и Стоянов купил их со скидкой за десять тысяч баксов, хотя продавались они по двенадцать.
- Дорого!..
- Эти были золотые, а я искал в стальном корпусе Спустя некоторое время нам присвоили звания народных артистов России, и мы, как водится, устроили вечеринку по случаю знаменательного события. Юра, когда выпьет, становится жутко добрым и сентиментальным. В тот раз принял граммов двести водки, внимательно посмотрел на меня, потом на свою руку, вдруг встал и с влажными глазами принялся рассказывать «швейцарскую» историю. Закончил, чуть не рыдая. Снял часы и протянул мне: «Бери!» Я отказывался минуты две, потом все-таки взял, отдав свои, скромненькие, тысячи за полторы. Не сомневался: к утру пьяный кураж закончится, Юра протрезвеет, и мы совершим обратный обмен. Но Стоянов пошел до конца: «Раз уж спорол ерунду, буду расплачиваться за нее до конца дней». Я честно предупредил: «Юрик, в последний раз прошу, одумайся». Отказался, стоял и гордо качал головою. Ну, думаю, ладно, тебе виднее. С тех пор часы мои, хотя стараюсь носить пореже, чтобы не травмировать партнера.
- Раз они с вами, значит, Стоянова поблизости нет. Так, Илья Львович?
- Наверное, дома сидит. А может, где-то на съемках.
- На каких?
- Понятия не имею. Мы никогда ничего друг другу не рассказываем. Вроде бы собирается сниматься у очень хорошего режиссера в интересном проекте. Никаких фамилий и названий не упоминал, хотя всячески на что-то намекал, таинственно подмигивал, мол, дело затевается наикрутейшее. Наверное, так и есть, я детали не выпытывал. Увидим. Но сначала будет фильм «Тайский вояж» с моим участием. Кажется, получилась очень славная, небанальная комедия.
- Где просмотр устроите?
- У телевизора на даче. И Новый год отпраздную там же, в деревне Порошкино.
- Со Стояновым когда-нибудь под одной елочкой встречались?
- Еще до «Городка». Лет шестнадцать назад. Даже сохранилась сделанная на любительскую видеокамеру запись. Выпили энное количество алкоголя и стали импровизировать: Юра, работавший в БДТ, изображал Стржельчика и Товстоногова, а я копировал телеведущего Молчанова из программы «До и после полуночи». Получились безумно смешные диалоги, жаль, нельзя процитировать, так все в них похабно и матерно. Неформальное пьяное творчество, крик души без внутренней цензуры. Когда на трезвую голову посмотрели пленку, родилась идея сделать что-нибудь совместное для ТВ. Вот уже тринадцать лет этим и занимаемся.
- Десятилетие передачи отмечали?
- В эфире — нет. И сотый выпуск не выделяли. Неправильно привлекать всеобщее внимание к фактам собственной биографии.
- Вы теперь и от ТЭФИ отказываетесь!..
- От участия в конкурсе. У нас уже есть четыре статуэтки, и что от этого изменилось? Ровным счетом ничего. Приятный междусобойчик, не более.
- Где, кстати, храните «Орфеев»?
- Одного отдали автору «Городка» в Одессу, второй стоит у меня, еще два — у Марины, нашего продюсера, а у Стоянова ничего нет. Ему важно получить награду, а дальнейшая ее судьба — детали. Мне же хочется иметь весь комплект ТЭФИ. Подумываю, не заказать ли дубликаты? Как говорят в Украине, «щоб було».
- Наверное, под Новый год многие жаждут увидеть у себя в гостях четырежды лауреатов?
- Врать не стану, в иные дни выступаем и на корпоративных вечеринках. Стоянов любит повторять: «Двадцать минут позора, зато какие деньги!» Но 31 декабря — святое, никакой работы, исключено! Вариант Верки Сердючки меня не греет.
- Неужели ни разу и Дедом Морозом не были?
- На втором курсе эстрадно-циркового училища попросили заменить на утреннике заболевшего артиста. Нарядили в шубу, нацепили шапку, парик, ватную бороду, приделали большой красный нос. Я торжественно вышел в зал к детворе и минуты через три вдруг с ужасом почувствовал, что из меня бурным потоком хлынули сопли, началась дикая аллергия. Не хотелось ничего, только высморкаться. А как? Представьте шок детей при виде Дедушки Мороза, снимающего один нос и утирающего второй. Я мужественно терпел, но к концу представления оптом проклял Дедов Морозов с Новым годом в придачу!
- Это был ваш первый и последний опыт?
- Для «Городка» делали пару сюжетов, но там все по-другому. Одна из передач начиналась словами: «Здравствуй, дружок! Сейчас мы со Снегурочкой научим тебя курить, а завтра попробуем красненького »
Разговор с Юрием Стояновым я решил начать все с той же «часовой» темы.
- И рад бы, Юрий, сказать комплимент про ваши часы, да язык не поворачивается. Лучше промолчу.
- Тут браслет замечательный, каучуковый: не ломается, кожу не раздражает. А хорошие часы у меня есть, но я их не ношу.
- Чтобы снова на грабли не наступить?
- Илюша уже рассказал? Буквально на следующий день после того банкета мы с женой шли в гости к приятелю, отмечавшему юбилей, и Лена приказала: «Кольца и браслеты снять, оставить дома!» Я ведь, кроме часов, успел тогда подарить и ТЭФИ нашему автору: «Забирай, Вова, статую. Твоя передача!»
- Раскаивались потом в содеянном?
- Нет, Олейников умеет ценить подарки.
- А вы?
- Ничего не жду от других, у меня есть все, что нужно. Даже научился выкраивать время, чтобы подольше бывать дома. Младшей дочке нет и трех лет, что в мои сорок восемь очень серьезно. Не подозревал, что окажусь столь трепетным отцом. Банальная история — возраст Впервые в жизни начал считать. Пока росли сыновья, не задумывался о подобном, а теперь постоянно ловлю себя на мысли: сколько мне будет, когда Катя окончит школу? А в день ее двадцатилетия? Хочется все это увидеть, но трудно забыть, что средняя продолжительность жизни мужчины в нашей стране снизилась до 57 лет
- «Городок» требует жертв?
- Не воспринимаю все так трагически, правда, сейчас может приключиться грустная история. Позвонил Никита Михалков и пригласил в фильм «Двенадцать разгневанных мужчин»: «Старичок, хочешь поработать с пенсионером?» Предложил роль присяжного заседателя, в миру — владельца частного телеканала.
- Неужели и Никиту Сергеевича отфутболили?
- О чем речь? Все выглядит очень заманчиво. Наверное, любой актер мечтает попасть в картину к такому режиссеру, компания подбирается потрясающая — Меньшиков, Петренко, Гафт, Газаров, Гармаш, но Изначально планировалось, что съемки пройдут в конце декабря и январе. Оптимальные сроки для меня! Мы записали несколько передач, создали стратегический запас. Однако сейчас пошли разговоры, что Михалкову может понадобиться и первая половина марта. Это другой коленкор, «Городок» — конвейер, его не остановить. Конечно, если откажусь от роли, никогда себе не прощу. А что делать?..
- Может, ввязаться в драку, а там видно будет?
- Подобные хитропопые приемы не для меня. Нельзя никого подводить, это в высшей степени непорядочно по отношению к людям. К тому же Никита Сергеевич однажды сказал: «Дорогой Юра, не знаю, какой я друг, но враг — хороший». Не сомневаюсь, так оно и есть, но на личном опыте проверять не хочу.
- Если все срастется, съемки пойдут нон-стоп?
- Включая 31 декабря. Честно говоря, внутренне настроился на участие в проекте, предупредил семью, что впервые будем встречать Новый год в Москве.
- Заодно и новоселье отпразднуете!
- Так говорите, что люди решат, будто с концами в столицу перебираюсь. Нет, «Городок» прописку не меняет, это я обзавелся московской жилплощадью. Приедет родня из Питера, мама из Одессы, будем елку украшать, фотографии по стенам развешивать, книжки по полкам расставлять Не понимаю людей, с криками «ура!» в полночь открывающих шампанское на Красной площади. Что за кайф? Почему им дома не сидится? Меня ни за какие коврижки не выманишь.
- А в Деда Мороза для Кати наряжаться будете?
- Кажется, в 1982 году профсоюз БДТ, где я тогда служил, дал общественное поручение, пообещав хорошую премию. Суммой и соблазнили. Пока ходил по семьям сотрудников театра, было терпимо, хотя и там попадал впросак, спрашивая у малышей про пап и узнавая, что они не живут дома. Хуже стало, когда отправился в подшефный приют. Навстречу высыпала ребятня и на мой вопрос: «Угадайте, кто я?» все ответили хором: «Папа!» Стоял за углом и плакал. Ужас! Не приведи Господь когда-нибудь пережить такое
Что касается переодеваний в Деда Мороза для домашних, вспоминаю рассказ гениального Копеляна, решившего однажды порадовать сына. Когда Ефим Захарович при полном параде позвонил в дверь своей квартиры и спросил: «Мальчик, ты меня знаешь?» — чадо почему-то перешло на «вы»: «У вас ботинки моего папы». Не хочу, чтобы и Катя идентифицировала меня по деталям гардероба, приглашу профессиональных массовиков-затейников.
- Олейникова по дружбе позвать не думали?
- Из Питера? Боюсь, после «Тайского вояжа» ставка Илюши сильно вырастет. Не потяну