Храм обнаружили, когда удалось расчистить от завалов монашеские пещеры, вырытые в Зверинецких холмах еще в XII столетии Пещеры Киево-Печерской лавры известны во всем мире, но в столице есть еще несколько не менее интересных монашеских подземелий. В одно из них — Зверинецкие пещеры — мы направились вместе с заведующей отделом Музея истории Киева кандидатом исторических наук Еленой Воронцовой. Там обнаружена самая древняя из сохранившихся в первозданном виде подземных церквей Киева. «Пока о ней знают немногие, ведь при советской власти Зверинецкие пещеры оказались заброшенными, — сообщила Елена Анатольевна. — Когда мы начали там раскопки (в первый полевой сезон работала сама), процентов 70 ходов были завалены грунтом. Пришлось, по сути, открывать их для науки заново».
По дороге к Зверинецким пещерам мы с Еленой Анатольевной беседовали о бытующих в народе легендах о монашеских подземельях Киева.
- Исследовали ли мощи лаврских святых, ведь рассказывают, что от них до сих пор исходит некая духовная сила?
- Об этом можно прочесть в моей книге «Киевские пещеры», которая недавно вышла в свет. Еще в 1982 году исследованиями занялись судмедэксперты, затем специальная комиссия, в состав которой входили ученые и медики, — отвечает Елена Воронцова. — Приглашали даже биоэнергетиков. Например, руководителя Центра биоэнергетических исследований Министерства геологии Украинской ССР Василия Стеценко. Вооружившись рамкой (с подобным инструментом издавна ищут места для рытья колодцев), он измерял биополе мощей. Стеценко считает, что от них до сих пор исходит положительная энергетика, особенно сильна она у мощей Агапита Лекаря. Чем это объяснить? Думаю, люди случайные в Киево-Печерской лавре не приживались. Оставались те, кто обладал от природы чем-то особенным. Вероятно, монахи, которые после смерти были причислены к лику святых, имели экстрасенсорные способности. Примечательна в связи с этим запись в летописи: навратный монах не пускал на территорию Лавры людей с дурными мыслями. Получается, он каким-то образом мог распознавать, что у человека на душе.
Василий Стеценко научил нас целенаправленно заряжаться энергией. Надо положить руку на гробницу святого и смотреть на икону. Я и многие мои коллеги мысленно молились. Поверьте, это придавало сил. Лавра расположена в благодатном месте, находясь там, чувствуешь моральную подпитку, обретаешь душевное равновесие, избавляешься от головной боли. Это мнение разделяют практически все, кто побывал в Лавре, даже атеисты. Важно знать: вести себя в таком месте следует почтительно, чтобы не вышло, как с одним не в меру самоуверенным фотографом. Дело было так: в лаврских пещерах за гробницей Нестора Летописца отрыли неизвестное помещение. На его стенах обнаружили много надписей на разных языках: церковнославянском, польском, литовском и даже армянском. Пригласили фотографа, чтобы их заснять. Он то ли из-за нервозности, то ли по причине изъянов характера был излишне многословен, сыпал неуместными шутками. Мы пытались вразумить, мол, место святое, шуметь здесь нельзя, лучше мысленно помолиться. Он не послушал. В результате ни один кадр не получился! Но, как говорится, на ошибках учатся. Перед повторной съемкой фотограф прочитал молитву, был серьезен, и фотографии вышли отличные.
- Получается, в жизни есть место мистике
- Конечно. Моя бабушка рассказывала, что с ней в молодости приключилась весьма интересная история. На Рождество она гадала при свечах. В комнате никого не было, вдруг вошла ее подруга — и в тот момент в лежавшем на столе кольце появились очертания лица незнакомого мужчины. «Так это же Варлаам! — выпалила удивленная подруга. — При случае я тебя с ним познакомлю». Встреча состоялась в тот же вечер, а через некоторое время моя бабушка вышла за Варлаама замуж.
- Лишь однажды, когда писала диссертацию о Зверинецких пещерах. Меня интересовали сведения о жившем в начале XX века князе Жевахове. Он субсидировал раскопки Зверинецких подземелий, даже поселился в шалаше у входа в них, постригся в монахи. Никак не удавалось выяснить, при каких обстоятельствах князь узнал о пещерах, вырытых монахами еще во времена Киевской Руси. Однажды ночью мне приснился сон: какой-то большой церковный праздник, князь Жевахов приходит на богослужение, знакомится с отцом Валентином, и тот рассказывает о подземелье. Буквально на следующий день я обнаружила в архиве документ, в котором описано все то, что привиделось во сне.
- Вы чувствовали благодать, исходящую от мощей?
- Да, причем особенно сильно ощущала энергию, которую источают мощи святого Агапита Лекаря. Поднося к ним руки, чувствовала тепло. Правда, только когда рядом никого не было и я могла полностью сосредоточиться на своих ощущениях. Еще одна подробность — больше всего тепла исходило от рук Агапита. Объяснение этому содержится в древних письменных источниках: лекарь исцелял руками.
- А что при изучении мощей выяснили ученые?
- Множество интереснейших вещей. Например, сделали рентгеновские снимки, которые показали, что все внутренние органы у святых на месте! Это поразительный факт, ведь их наличие — одно из главных препятствий для бальзамирования. Поэтому из тела Ленина, как известно, внутренние органы вынули. Их извлекали и при мумификации в Древнем Египте. В летописях времен Киевской Руси говорится, что с телами усопших монахов ничего особенного не делали, только смачивали миром — смесью большого количества масел. Рецепт приготовления мира монахи держали в секрете. Не исключено, что именно эта субстанция способствовала мумификации.
Кандидат биологических наук Томила Решетникова изучала влияние святых мощей на зерна пшеницы. Она клала зерна на крышки гробниц на различные промежутки времени (от нескольких секунд до нескольких часов), а затем их проращивала. Всхожесть (количество проросших семян) была на 30 процентов выше, чем обычно. Скорость роста также оказалась небывалой. Причем не имело значения, как долго зерна пролежали на гробницах.
- Ученые провели комплексное изучение мощей, например, выясняли, какими недугами при жизни страдали монахи, от чего и в каком возрасте скончались, — продолжает Елена Воронцова. — Одной из задач было установить, действительно ли это мумии тех исторических личностей, о которых заявляет церковь. Оказалось, например, что былинный герой преподобный Илья Муромец был высокого для времен Киевской Руси роста — 177 сантиметров — и отличался исключительным развитием мышечной системы. Все это и раны на его теле не оставили сомнений, что в пещерах Киево-Печерской лавры действительно покоится тело Ильи Муромца. Ученым удалось определить: причиной его смерти стал удар копьем.
В середине 1980-х годов, проводя экскурсию по Лавре для участников конференции судмедэкспертов, я познакомилась с ленинградским специалистом Сергеем Никитиным, который затем сделал пластическую реконструкцию облика нескольких лаврских святых, в том числе Агапита, Ильи Муромца, Нестора Летописца. Дело было так: я демонстрировала восстановленный одним киевским антропологом лик Нестора Летописца. Вдруг один экскурсант, интеллигентный мужчина невысокого роста, категорически заявил: «Работа выполнена непрофессионально!» Это и был Никитин. «Как?!» — возмутилась я. «Извините, но я много лет работаю с кандидатом биологических наук Галиной Лебединской, ученицей выдающегося скульптора-антрополога Герасимова, воссоздавшего облик царя Ивана Грозного», — ответил он. Мы, конечно же, предложили Сергею заняться пластической реконструкцией лаврских святых. Он сотрудничал с нами пять лет. Запомнилось, что гонорары Сергей Никитин перечислял на благотворительные цели. Его работы часто демонстрируются на различных выставках и на территории Лавры.
- От одного священника приходилось слышать: мощи киевских святых приходится раз в год выносить из пещер, чтобы сменить одеяния, которые якобы страдают от подземной плесени и грибка.
- В советские годы был период, когда с паразитирующей микрофлорой и грибками боролись с помощью фурацилина. Но я этого не застала. При мне (я начала работать в 1979 году) использовали методы, которые столетиями применяли монахи: выносили мощи и одежду под лучи солнца. Мы делали это раз в несколько лет. Любопытно, что до революции в Лавре было специальное помещение — мощесушилка. Ныне пещеры находятся в ведении церкви, поэтому за мощами ухаживают священнослужители.
- Правда ли, что некоторые лаврские пещеры проходят под Днепром?
- И прокопаны до Чернигова? Это вымысел. На самом деле протяженность монастырских пещерных комплексов измеряется сотнями метров, но никак не километрами. Впрочем, отыскать и расчистить от завалов пока удалось далеко не все ходы, но под Днепром ни один из них пролегать не может. Пещеры рыли в склонах по направлению от реки, а не к ней.
Мы въехали в частный сектор, расположенный на Зверинецких холмах возле Ботанического сада НАН Украины. «Вот там вход в пещеру», — указала археолог на одно из подворий. Из дома вышел священник и проводил до двери, расположенной в склоне холма. «Справа в нише возьмите свечи, зажгите их и идите за Еленой Анатольевной», — проинструктировал нас батюшка. Пройдя по ходу с десяток метров, мы обнаружили, что в неотапливаемом подземелье тепло (на улице было семь градусов мороза), сухо, из запахов ощущается лишь аромат воска. В подземелье провели электричество, но включали его лишь раз — при испытании. Решили, что для такого места больше подходит свечное освещение.
- Подземные ходы называем улицами, — рассказывает Елена Воронцова. — Обратите внимание: в стенах много ниш — локул (в них покоятся кости похороненных здесь монахов) и крипт (усыпальниц игуменов и уважаемых старцев). Получается, что пещеры — подземное кладбище. Собственно, и удлиняли ходы ради того, чтобы было где хоронить монахов. Их отпевали в подземной церкви, единственной в Зверинецких пещерах.
Заходим в подземный храм, которому уже около 900 лет. В нем могут поместиться лишь семь-восемь человек. Убранство архаичное, кресты и надписи просто выцарапаны на сводах и стенах. Но тем и ценен этот храм — своей первозданностью. Подземные церкви в Киево-Печерской лавре имеют высокохудожественной работы иконостасы, резные мраморные колонны. Но все это появилось там сравнительно недавно, в XVIII- XIX веках, когда монастырь стали посещать тысячи паломников. Тогда же для мощей заказали гробницы из кипариса и одежды, украшенные бисером и золотым шитьем.
Оказалось, в церкви Зверинецких пещер молились даже в советские времена — на стене мы обнаружили крупную надпись «1936».
- В тот год закрыли церковный приход в поселке на Зверинце, — объясняет Елена Воронцова. — Похоже, тогда же был совершен последний молебен и в пещерном храме. Службу здесь восстановили несколько лет назад, после того как мы провели раскопки. Толчком к исследованию стали планы построить на Зверинецких холмах многоэтажный дом. Жители здешних усадеб обратились в мэрию с письмом протеста, тогда-то власти спохватились: в недрах холмов монашеские пещеры, ровесницы лаврских. В нашем музее организовали отдел «Киев подземный». Начали со Зверинца. Расчищая заваленные ходы, локулы, крипты, мы с коллегами перебрали своими руками несметное количество костей, черепов, но, знаете, страха я никогда не испытывала, энергетика ведь здесь особая.