Две трети украинских автомобилистов перепродают друг другу старые машины, курсирующие внутри страны до полного «одряхления»
В руки корреспондента «ФАКТОВ» попал любопытный документ — статистика продаж автомобилей в стране за прошедший 2004 год (вернее, за одиннадцать месяцев, поскольку полных данных пока нет). Первое, что бросается в глаза, — мы стали покупать больше. Если в 2003-м украинцы приобрели 156 тысяч машин, то в прошлом году — уже 215! Больше трети из них — новые автомобили. А ведь раньше в салон шли либо не знающие счет деньгам богачи, либо те, кто ездит на «Жигулях». «Середнячок» отоваривался на автобазарах, предпочитая старенькие иномарки из Европы. Но в ушедшем году «перегонка» почти умерла. На авторынки сейчас привозят в среднем всего около шести тысяч машин в год (3 процента от всех продаж, а в конце года доля «бэушного» импорта и вовсе скатилась до 1 процента). Зато почти в два раза поднялись обороты у салонов, торгующих новыми автомобилями «средненародного» класса — «Дэу», «Шевроле» и «Дачия». Основным покупателем новых заграничных иномарок, как и раньше, остается Киев, куда уходит больше трети всех дорогих машин. На втором месте Днепропетровск и Донецк — по 8 процентов. На третьем — с 6 процентами — Закарпатская область (в конце года закарпатцы вышли на второе место с бешеным скачком продаж аж до 12 процентов). Беднее всех оказалась Черниговская область. Ее жители купили всего полпроцента дорогих иномарок (около четырехсот машин).
За этот год серьезно прибарахлились и сливки нашего общества. Лучшие люди купили по одному новенькому «Ламборджини Галлардо» и «Феррари Модена 360». Стоимость этих машинок вместе с растаможиванием тянет на cвыше 300 тысяч долларов. Автомобилисты поскромнее не столь разборчивы. Они толпой бегали за элитными новинками от «Мерседеса» или «БМВ». Причем люксовые спортивные купе интересуют покупателей, когда они только-только появляются на рынке. Серьезно удивить размерами своего кошелька этот народец не может, зато обожает рассказывать, что его «мерсик» — первый завезенный в Украину. Например, в ноябре в салоны поставили «Мерседес-Бенц» нового CLS-класса. И наша публика сразу же купила 22 машины (по 100 тысяч евро каждая). В то же время «шестерка» БМВ не продалась ни одна. Хотя летом после ее презентации наша публика нахватала почти полсотни этих спортивных купе той же стоимости, что и новый «Мерседес-Бенц». Для сравнения, выложить сотню тысяч евро за спортивный «ягуарчик» отважился лишь один-единственный покупатель. Похоже, украинский миллионер средней руки не очень падок на эксклюзив. Он пока, бедняга, заботится о том, чтобы выглядеть не хуже, чем приятели, ездящие на «бимерах», «мерсах» или, в крайнем случае, «поршах». Но самое любопытное, что относительно недорогие спортивные купе вообще никого не интересуют — «дешевки» за 30-40 тысяч евро продаются в три раза хуже, чем автомобили премиум-класса за сотню тысяч.
В компании супердорогих лимузинов по-прежнему лидирует «Майбах». В позапрошлом году машинку за полмиллиона евро поставили к себе в гаражик два гражданина. В 2004 ушло девять автомобилей. А вот у «Ролс-Ройса» дела застопорились. Пока забрали всего лишь один «Фантом» ценой в 500 тысяч евро. Еще два автомобиля, завезенные в Украину, пока не зарегистрированы в ГАИ. То ли хозяева пережидали революцию, то ли еще не собрали денег на оформление машины. Ведь, чтобы поставить на учет в ГАИ такую «игрушку», нужно заплатить порядка 16 тысяч евро!