Події

Обладатель титула «самый умный» по итогам прошлого года 12-летний андрей овсянников: «любой нормальный ребенок не любит учиться. И я такой же… »

0:00 — 12 січня 2005 eye 1515

Несмотря на такое утверждение, шестиклассник из Миргорода Полтавской области завоевал высшую награду программы — стипендию на обучение в Великобритании

8 января телеканал «1+1» показал суперфинал популярной передачи «Самый умный» сезона-2004 среди украинских и российских школьников младших классов, которые до этого целый год боролись за титул самого знающего и эрудированного. Победу в непростой борьбе одержал ученик 6-Г класса миргородской гимназии имени Тараса Шевченко Андрей Овсянников.

Заниматься с Андрюшей начали еще до его… появления на свет!

«ФАКТЫ» писали о юном интеллектуале в марте прошлого года, после первого отборочного тура соревнований, в котором Андрей Овсянников также оказался лучшим из лучших. Между первой и последней победой Андрюши была еще одна — в полуфинале. Лишь один раз мальчику не удалось стать обладателем титула «Самый умный» — в промежуточном соревновании, когда на решающий вопрос: «На каком музыкальном инструменте аккомпанирует себе Элтон Джон?», он дал неправильный ответ.

Как рассказали родители самого умного ребенка, то поражение было первым в его жизни. Слезы Андрюша, конечно, сдержал, но, чтобы прийти в себя, ему понадобилось два дня. Зато если бы тогда он не проиграл, возможно, не победил бы сейчас — в семье Овсянниковых принято сразу же искать ответы на возникшие вопросы в умных книгах. Ответ на вопрос ведущей игры Тины Канделаки Андрей нашел в музыкальной энциклопедии, которую ему тут же купили на Петровском рынке: Элтон Джон аккомпанировал себе не на гитаре, а на пианино. Но прежде на глаза мальчику в этой энциклопедии попался рассказ о популярной исландской певице Бьорк. И вот в суперфинале, когда надо было рисковать, чтобы вырваться вперед по очкам, Андрей Овсянников открыл на табло специальную тему своего соперника «Остров Исландия» и дал правильный ответ на вопрос: «Какая исландская певица исполнила официальную песню на церемонии открытия афинской олимпиады 2004 года?» Это была Бьорк!

Широта знаний юного вундеркинда поражает. Однако миллионам телезрителей мальчик запомнился не только высокой эрудированностью, но и своей… невозмутимостью. «Такое впечатление, что вы методично, как танк, идете к своей победе», — заметила Тина Канделаки. Что поделаешь, воспитание. Родители научили Андрюшу не выплескивать наружу своих эмоций, особенно негативных. Даже когда маленьким был, плакал, но никогда не возмущался. А его победам радуются все родные, но только так, что крыша дома при этом остается на месте.

Когда Андрея объявили самым умным, даже отец, военный инженер Андрей Всеволодович, не смог сдержать слез. А мама, Светлана Николаевна, плачет каждый раз, просматривая видеокассету с записью игры. И оба снова и снова волнуются, переживают за сына, будто все это происходит в реальном времени.

- В кого он у вас такой умный? — спрашиваю у супругов Овсянниковых.  — Между вами не возникает споров на сей счет?

- В маму, конечно, — отвечает с улыбкой Андрей Овсянников-старший.  — Утверждать так нам с сыном ничего не стоит, а Светлане приятно. Но если серьезно, то давно доказано, что именно мама почти на сто процентов передает ребенку собственный интеллект. А невозмутимость — это уже мое качество.

Андрей Всеволодович тут же замечает, что он, как и сын, научился рано читать, и в его семье тоже существовал культ книги, знаний. А учить Андрюшу родители начали еще до его… появления на свет.

- Во время беременности мой беспокойный человечек так меня изматывал за день, что к вечеру я была уже никакая, — вспоминает Светлана Овсянникова, школьный учитель информатики.  — Ложилась на кровать, и муж начинал читать сказки для еще не родившегося малыша, Пушкина, Андерсена… И он мгновенно успокаивался.

Еще в семье придерживались принципов японской педагогики: после трех лет ребенка учить поздно, нужно всего лишь развивать знания. Результат такого воспитания поражает даже самих родителей.

«Учитель может и не знать того, что знаю я»»

Читает Андрюша с трех лет. Причем слоги он «пропустил», сразу начал читать целые слова. И как только освоил букварь, ему стали давать более серьезную литературу. Удивляло то, что ребенок читал очень быстро и при этом мог пересказать текст с мельчайшими подробностями. Впрочем, его память была подготовлена к этому. Уже в два годика Андрей знал наизусть бессчетное количество стихов. Теперь это дало результат. В то время как другие участники телеигры слушали вопрос ведущей до конца и только затем давали ответ, Андрей успевал прочитать его на табло быстрее, чем ведущая произносила скороговоркой вслух, и мгновенно отвечал. А вопросы иногда бывают такие, что далеко не всем взрослым по зубам. Например, кто сейчас без подготовки скажет, как называется течение в Тихом океане? Из двенадцати участников телеигры только Андрей знал, что оно называется Курасиво. Больше правильных ответов за минуту — больше шансов на победу. В полуфинале Овсянников набрал 33 балла. Его ближайший соперник отстал на 17 баллов.

В пять лет Андрей уже знал, откуда берутся дети — вычитал в книге «Откуда я взялся», которую ему подарила бабушка. В этой книге достаточно понятные для детского восприятия иллюстрации, так что вопроса о том, каким образом он попал к маме в животик, у Андрюши не возникло.

Детсад мальчик не посещал — ему в этом заведении было скучно, потому что там не учили читать. А тратить попусту время он не привык. Собственно, поэтому у Андрея и черновиков никогда не было. Мама с папой приучили его писать сразу начисто — так сокращается время на подготовку школьных заданий. А освободившееся можно потратить с большей пользой. Сейчас шестиклассник пришел к выводу, что и в школу ему ходить необязательно. Просит родителей перевести его на индивидуальную форму обучения, собирается окончить школу экстерном. Но родители пока не готовы к такому эксперименту, хотя во многом и соглашаются с сыном. В классе-то собираются дети с разным уровнем подготовки, и учитель, объясняя новый материал, вынужден ориентироваться на более слабых учеников. Андрей считает, что за время, отведенное на урок, при домашнем обучении он успел бы гораздо больше. И доказал это на практике. Математику, географию, биологию, историю, языковедение он успешно штудирует не только по учебникам для старших классов, но и по различным энциклопедиям. Кстати, чтение энциклопедий — его любимое занятие.

Андрей не выскочка. Он не ставит педагогов в тупик своими умными вопросами и всегда отвечает сугубо в рамках школьной программы, без всяких там «а вот я у такого-то автора вычитал… » «Учитель может и не знать то, что знаю я», — дипломатично рассуждает двенадцатилетний ребенок.

По словам родителей, никто из педагогов гимназии, в которой учится самый умный в Украине ребенок, не участвовал в его подготовке к турниру, как это практикуется с другими участниками. Целенаправленно занимаются с ним лишь мама с папой. Хотя чаще всего мальчик сам открывает перед собой новые горизонты.

«Министр просто обязан во всем разбираться»

- Ты серьезно хочешь стать министром? — спрашиваю у Андрея.

- После того как Тина Канделаки меня так назвала во время передачи, я решил, что это лучше, чем быть директором. Почему-то раньше мне прочили карьеру какого-нибудь директора. Хотя сам я мечтал стать врачом, чтобы грамотно лечить свою маму. Или юристом, чтобы досконально знать законы, — поправляя очки, придающие ему солидность, отвечает мой собеседник.

- А зачем, по-твоему, министру такие разносторонние знания?

- Во-первых, то, чем занимается министр, обязательно соприкасается с другими отраслями народного хозяйства, и он просто обязан во всем разбираться. Во-вторых, эрудированный министр всегда вызывает уважение.

Трудно не согласиться с логикой не по годам взрослого ребенка.

- Откуда у Андрея эта серьезность? — адресую свой следующий вопрос родителям вундеркинда.

- Да у него никогда не было детских рассуждений!  — утверждают мама с папой.  — Наверное, потому, что мы никогда не сюсюкали с сыном, а разговаривали с ним, как со взрослым, равным себе.

На зависть другим семьям Овсянниковы не припоминают, чтобы наказывали Андрея, не за что было. И практически никогда не проверяют его домашние задания. Зато постоянно поддерживают интерес ребенка к познанию нового. Вместе с родителями Андрюша изучает под микроскопом жизнь растений. Папа с мамой радуются, когда сыну удается преломить в линзе солнечный луч или кристаллизировать солевой раствор. Светлана Николаевна согласилась даже испытать на себе сеанс гипноза, которым одно время увле-кался Андрей

Но детские увлечения проходят, а приобретенные знания остаются. Самое важное, что Андрей, хотя бы раз столкнувшись с чем-то незнакомым, сразу же принимается за его изучение. Так было с Шекспиром. Когда мальчик не смог ответить на вопрос телеведущей, связанный с творчеством знаменитого английского поэта и драматурга, он честно признался: «До Шекспира руки еще не дошли». А возвратившись домой, перечитал едва ли не все его произведения. Андрею недостаточно уникальной домашней библиотеки познавательных книг, он записался еще в три общественные библиотеки. Там он берет художественную литературу. Сейчас увлекся ироническими детективами Дарьи Донцовой.

А на самостоятельное изучение немецкого языка Андрюшу натолкнула компьютерная игра: захотелось узнать, о чем говорят виртуальные герои, ведущие сражения.

Но вот к рисованию, урокам труда, технике и игре на скрипке у самого умного ребенка в Украине душа не лежит. Он занимается этим только тогда, когда нет выбора, и еще для успокоения родителей. Да и вообще не горит желанием ходить в школу. «Знаешь, папа, ни один нормальный ученик не хочет учиться. А я же нормальный… » — заявил Андрюша однажды.

Вскоре Андрея Овсянникова ожидает поездка в Великобританию. Завоевав титул самого умного, он получил в награду стипендию на полуторамесячное обучение в одном из английских колледжей.

P. S. Кстати, 13 января Андрюше исполняется 12 лет. «ФАКТЫ» искренне поздравляют именинника и желают ему всегда добиваться поставленных целей.