«я тряслась с такой силой, что приходилось держаться руками за сиденье стула, иначе меня сбрасывало на пол»

0:00 — 13 січня 2005 eye 1269

32-летняя женщина, у которой из-за тяжелого невроза были навязчивые движения, за год похудела на 20 килограммов

Психотерапевты утверждают, что 40 процентов людей, которые обращаются за помощью в поликлинику, страдают «ненастоящими» недугами. Причиной мигреней, сердечной боли и даже паралича нередко может быть невроз. Наша психика пытается защитить себя от хронических стрессов и создает мнимую болезнь. Невроз может принимать самые крайние формы, только бы привлечь к себе внимание. Так, молодой женщине, страдающей необычной болезнью, смог помочь только психотерапевт.

Странная болезнь была загадкой для медиков

- Когда я возила Алину на консультацию и наша машина останавливалась, то начинала ходуном ходить. Прохожие заглядывали в салон, что же там такое происходит? — вспоминает Галина Андреевна, мама Алины.  — Дочку трясло с такой силой, что мне приходилось обнимать ее и прижимать к себе, чтобы она не ударилась. Эти движения не прекращались ни на секунду. Дома дочка держалась за сиденье стула, иначе ее сбрасывало на пол. А все началось около года назад. Я заметила, что Алина время от времени приподнимает плечи, словно выпрямляет спину.

- Вскоре тело вовсе перестало слушаться меня: резко сжималась диафрагма, и из центра груди расходились во все стороны волны, которые поднимали плечи, сгибали меня пополам, — говорит Алина.  — Эти движения меня изнуряли, болело все тело. Представляете, за время болезни я похудела на 20 килограммов! Я почти ничего не ела, потому что не могла удержать ложку в руках.

Болезнь Алины была загадкой для медиков. Женщина прошла лечение в четырех крупных столичных клиниках, и везде ей ставили самые разные диагнозы. Нейрохирурги назначали противосудорожное лечение, терапевты лечили нейроинфекцию. Анализы пациентки отправляли даже в Германию, считая, что это состояние связано с хромосомными нарушениями. Алина пережила и самое страшное, когда у нее подозревали рак. В последние месяцы становилось все хуже и хуже. Уснуть удавалось всего на 20 минут.

- Я уже не могла надеяться на медицину, — признается Галина Андреевна.  — Возила Алину в церковь, когда там читают исцеляющие молитвы, в монастырь к батюшке на вычитку. После этого дочка немного успокаивалась, к вечеру засыпала. Но наутро ее снова начинало трясти. Месяц назад мы обратились в Центр психотерапии и медицинской психологии на базе Киевской городской психоневрологической больницы — 1. Здесь Алине наконец-то поставили правильный диагноз, уже на пятый день лечения случилось чудо — у дочки полностью прекратились навязчивые движения.

«В больнице пациенты приняли меня за наркоманку»

- Это уникальный случай, за двадцать лет работы мне не доводилось даже слышать о подобном, — рассказывает заведующий центром Леонид Юнда.  — Так неординарно у Алины проявился глубокий невроз. Это расстройство высшей нервной системы развивается, когда человек оказывается в неприятных ситуациях, с которыми не может справиться, но и не хочет смириться с таким положением вещей. К сожалению, не многие могут похвастать, что занимаются любимым делом. Часто бывает, что человек с детства мечтал быть, к примеру, врачом, а вместо этого пошел по стопам родителя, стал бухгалтером. С возрастом разрешить такой конфликт все труднее, ведь не оставишь работу ради учебы. Что люди скажут, поймут ли родственники? Вот человек и съедает себя изнутри. Как оказалось, Алина торговала на рынке, хотя ей не нравилось этим заниматься. Найти другую работу женщина даже не пыталась, потому что у нее нет специальности. Чтобы защитить себя, организм превратил психическую травму в расстройство на физическом уровне. Часто невроз проявляется в виде бессонницы, ощущения комка в горле, иногда болит сердце, нарушается речь, движения. Крайняя форма невроза  — паралич. И даже при таких тяжелых формах анализы могут не показывать изменений в больном органе. Человек создает себе мнимую болезнь, и, если ему вовремя не помочь, заболевание может стать реальным.

- Чтобы выяснить причину невроза, мы с Алиной разбирали до мельчайших подробностей все то, что происходило в ее жизни до болезни, — продолжает врач центра Дмитрий Павлюк.  — Алине назначили и медикаментозное лечение. Судорожные движения стали ослабевать уже на второй день и к концу недели вовсе прекратились. Однако это не означает, что болезнь никогда не вернется. Но если это случится, значит, подсознание сигналит, что в жизни творится неладное. Надо остановиться и подумать, что именно не устраивает, и искать выход из неприятной ситуации. Алина посещала сеансы групповой психотерапии, холотропного дыхания, медитации, обучалась комплексу аутореабилитации. Все эти методики помогают закрепить положительный эффект и тренируют сознание. Например, мы учили пациентку управлять движениями: если начинает трясти, не пытаться остановиться, а наоборот, усиливать тряску. В этом случае происходит парадокс — судороги прекращаются. Чтобы сломать прежние стереотипы движений, Алине нужно заниматься плаванием, бегом, делать все то, что не могла во время болезни.

- В первый день меня поселили в общую палату, но я перепугала других пациентов, тогда меня перевели в отдельную комнату, — уже смеется Алина.  — Потом я познакомилась с этими женщинами. Оказалось, что они приняли мое состояние за наркоманскую ломку.

Все спрашивали, из-за чего меня так скрутило? Десять лет назад в моей жизни была черная полоса: первый муж погиб в автокатастрофе, дочка тяжело болела, болезненным был разрыв со вторым мужем. Казалось, я стойко пережила все это…

- Как правило, реакция на стрессовые ситуации бывает незамедлительной, и невроз проявляется резко, — продолжает врач.  — У Алины болезнь развивалась постепенно, психические травмы накапливались годами. Последней каплей могла стать далеко не самая тяжелая ситуация в ее жизни. Даже грипп, перенесенный на ногах, мог «включить» патологическую цепочку. Алина выходила на работу, как бы плохо себя ни чувствовала, держалась на лекарствах, которые лишь забивают симптомы болезни. Когда невроз заявит о себе, уже будет невозможно связать это состояние с какой-то конкретной стрессовой ситуацией. Поэтому таким пациентам нужна индивидуальная психотерапия. Если человек осознает, почему он не удовлетворен жизнью, он сможет что-то предпринять для решения своих проблем. Для Алины самым мощным стрессом были отношения с бывшим супругом. Хотя они и разошлись, но продолжали видеться, часто их встречи заканчивались скандалом. Это тот случай, когда люди психологически несовместимы и, как бы ни старались, не могут ужиться друг с другом. Чтобы избежать стрессов, от такого общения придется отказаться.

Неврозам больше подвержены люди с истерическими чертами характера, стремящиеся быть в центре внимания, склонные бурно проявлять свои эмоции. Однако от нервного расстройства не застрахован никто.