Все автомобилисты с первого января должны иметь страховой полис гражданской ответственности, но штрафовать за его отсутствие начнут только с апреля следующего года
С момента принятия закона об обязательном страховании всех транспортных средств прошло почти полгода. Все это время госкомиссия по регулированию рынков и финансовых услуг вместе со страховыми компаниями судила-рядила, какой же все-таки установить так называемый базовый тариф «автогражданки». Дело в том, что принцип расчета стоимости страховки в законе прописали, а вот от какой суммы начинать при этом плясать, не сказали. Страховщики предлагали 323 гривни, но комиссия снизила эту сумму до 291 гривни 49 копеек. А чтобы эта цифра приобрела официальный статус, она должна быть утверждена в Госкомпредпринимательства и зарегистрирована Минюстом. Но все уверены, что меняться тариф не будет, -- на пересуды уже нет времени -- закон вступает в силу с первого января. Теперь любой автолюбитель, вооружившись текстом закона, может посчитать сколько ему придется платить за страховку.
С нового года каждый водитель в нашей стране обязан иметь страховой полис «автогражданки». Соверши он теперь аварию -- возмещать ущерб пострадавшим будет страховая компания. Максимальная компенсация за разбитое «железо» -- 25500 гривен на одну поврежденную машину, которых может быть не больше пяти. В общем получается -- 127500 гривен. На «лечение» пострадавших страховая компания выплатит до 51 тысячи гривен.
Штрафовать за отсутствие полиса начнут только с апреля. Причем штрафы пока предполагаются мизерные -- не больше двадцати гривен. Первые три месяца на дорогах страны будет вообще царить парадоксальная ситуация: страховки вы еще можете не иметь, но случись авария, ущерб за вас, по большому счету, уже обязаны возмещать страховщики, а именно Моторно-транспортное бюро Украины. Эта организация объединяет страховые компании и владеет специальным страховым фондом. Отныне она будет расплачиваться с потерпевшими в ДТП во всех спорных случаях (если потерпевшие этого потребуют). К примеру, виновник скрылся с места аварии и неизвестно, у кого он застрахован, и застрахован ли вообще. Правда, бюро может судиться и требовать, чтобы вернул деньги водитель, совершивший ДТП, если тот известен, но не хочет расплачиваться с потерпевшим. Однако хватит ли у «моторки» сил заниматься такой уймой дел? Ведь у нас в стране восемь миллионов транспортных средств, из которых пока застраховано всего 15 процентов. Как оно будет -- пока неизвестно. Страховщики продолжают заседать, обещая к середине декабря прояснить ситуацию. Мы же пока попробуем заранее прикинуть, сколько придется платить за страховку.
Принцип расчета таков: базовый тариф (291,5 грн. ) умножается на коррегирующие коэффициенты, зависящие от местности, где вы живете, объема двигателя машины и других обстоятельств.
Начнем с того, что каждому автомобилисту, пришедшему в страховую компанию, присвоят определенный класс. Всего классов -- пятнадцать, начиная от самого плохого М-класса и заканчивая самым крутым тринадцатым. Каждому из классов соответствует свой коэффициент (см. табл. 1).
Табл. 1. Бонус-малус
>Класс, в который вас переведут в следующем году при условии
>Класс
>Коэффициент
>Отсутствия выплат
>одной выплаты
>двух выплат
>Трех выплат
>М
>2. 45
>0
>М
>М
>М
>0
>2. 3
>1
>М
>М
>М
>1
>1. 55
>2
>М
>М
>М
>2
>1. 4
>3
>1
>М
>М
>3
>1
>4
>1
>М
>М
>4
>0. 95
>5
>2
>М
>М
>5
>0. 9
>6
>3
>1
>М
>-
>-
>-
>-
>-
>-
>12
>0. 55
>13
>6
>2
>1
>13
>0. 5
>13
>7
>2
>1
В законе написано, что покупающие страховку впервые, сразу получат «троечку». Это означает, что ваша базовая сумма умножается на единичку, то есть не увеличивается и не уменьшается. Будете ездить без аварий -- в следующем году вас переведут в четвертый класс с коэффициентом 0,95, и теперь ваша страховка будет стоить на пять процентов дешевле. Совершивших одну аварию, напротив, понизят до первого класса, и стоимость полиса возрастет больше, чем в полтора раза. А «раскрутивших» страховую компанию два или три раза, отправят в «штрафбат» -- М-класс с «людоедским» коэффициентом 2,45. Вся эта система на языке страховщиков называется бонус-малус. Ее создали, чтобы поощрять автомобилистов ездить без аварий и не вытягивать деньги из страховых компаний. Итак, бонус-малус -- это первый коэффициент, на который мы множим 291,5 гривню.
Следующие коэффициенты зависят от типа договора, который мы заключим со страховой компанией. Существует три варианта полиса. В первом указывается только автомобиль. Ездить на нем может любой, кто «эксплуатирует его на законных основаниях», иными словами те, кому вы дадите доверенность. Ну, или новый хозяин вашей машины. Второй вид договора составляется только на вас -- зато ездить вы может на любом автомобиле, «указанном или не указанном» в договоре. У второго типа договора самые высокие коэффициенты, а значит, дорогие страховки. В полис третьего типа записывают водителя плюс тех, кого он хочет вписать дополнительно. Причем страховка в этом случае оформляется на одну определенную машину. Тип договора (см. табл. 2) существенно влияет на значение остальных трех коэффициентов, при помощи которых рассчитывается стоимость страховки (см. табл. 2 и табл. 3).
Табл 2. Коэффициент «объема двигателя»
>Объем двигателя
>Полис на автомобиль
>Полис на водителя
>Полис на автомобиль и нескольких водителей
>Легковой автомобиль до 1600 кубиков
>0,71
>1,40
>0,71
>1600--2000
>0,94
>1,41
>0,94
>2000--3000
>1,39
>1,41
>1,39
>Свыше 3000
>1,41
>1,41
>1,41
>Прицепы к легковым автомобилям
>0,27
>0,27
>0,27
При ознакомлении с таблицами кажется, что коэффициенты по первому и третьему типу полисов одинаковы. Но все дело в том, что при вписывании в полис свыше трех человек включается дополнительный коэффициент 1,2--1,4. Соответственно возрастает стоимость страховки. Так что самый дешевый вид полиса -- это первый вариант. Однако в законе есть оговорка: вам могут отказать в страховании по первому и второму типу. Третий же вариант -- обязательный. Пускай вы даже производите впечатление водителя-камикадзе, страховая компания все равно будет вынуждена продать вам полис.
Точно так же зависят от типа договора третий и четвертый коэффициенты, которые вам присвоят в зависимости от того, где вы живете и какой у вас водительский стаж (см. табл. 3).
Табл. 3. Коэффициенты, учитывающие количество населения и водительский стаж
>Договор на автомобиль
>Договор на водителя
>Договор на автомобиль и нескольких водителей
>Города больше 1 млн.
>1,5--1,8
>1,5--1,8
>1,5--1,8
>1млн. --500 тыс.
>1,2--1,5
>1,5--1,8
>1,2--1,5
>500--100 тыс.
>1--1,2
>1,5--1,8
>1--1,2
>Меньше 100 тыс.
>0,8--1
>1,5--1,8
>0,8--1
>Водительский стаж до 1 года
>1,2--1,5
>1,2--1,5
>1,2--1,5
>1--3 года
>1,2--1,5
>1--1,1
>1--1,1
>3--10 лет
>1,2--1,5
>1
>1
>больше 10 лет
>1,2--1,5
>0,9--1
>0,9--1
Перемножив все четыре коэффициента на 291,5 гривню, вы получите ориентировочную стоимость своей страховки.
Цена полиса = 291,49 гривни х коэф. 1 (бонус-малус) х коэф. 2 (объем движка) х коэф. 3 (население) х коэф. 4 (стаж).
Есть и еще парочка коэффициентов. Например, один из них учитывает, мошенничали вы раньше со страховкой или нет. Если мошенничали, сумма страховки умножается на два. Однако база мошенников только создается, а сами вы себя не выдадите. Есть коэффициент для юридических лиц (1,1--1,2), но простых автомобилистов он не касается. Очень важно, что для многих из четырех основных коэффициентов в законе указан диапазон значений. Получается, что в одной страховой компании могут подсчитать стоимость полиса, взяв максимальные коэффициенты, а в другой компании -- минимальные. Зависеть это, по всей видимости, будет от размера франшизы, о которой вы условитесь со страховщиком. Ее точное значение закон не определяет -- сказано лишь, что она не должна превышать двух процентов от лимита ответственности (25550 грн. ) за ущерб, нанесенный имуществу потерпевших.
О том, где и как выгоднее всего оформить «автогражданку», на основании каких документов будет определяться водительский стаж, мы расскажем в следующих выпусках «Автосалона».