Из-за того что пациенту по ошибке удалили желчный пузырь, он едва не погиб от разлившейся по организму желчи

0:00 — 10 грудня 2004 eye 3453

Его спасли научные сотрудники кафедры хирургии Винницкого медуниверситета и врачи Винницкой районной больницы. За последние 20 лет эти специалисты сделали около 700 операций, исправляя ошибки коллег

У 67-летнего Ивана Кириленко по вечерам начала повышаться температура. По совету врачей поликлиники, он боролся с ней, принимая жаропонижающее. Не помогало. А вскоре врач во время ультразвукового обследования обнаружил, что у мужчины значительно увеличен желчный пузырь. Больной обратился за помощью в хирургическое отделение одного из лечебных учреждений Винницы, где ему сообщили, что из-за желчно-каменной болезни желчный пузырь превратился в опасный гнойник и орган следует немедленно удалить. Операцию откладывать не стали. После нее Иван Семенович почувствовал себя совсем плохо и попал в реанимационное отделение Винницкой районной больницы. Как оказалось, причиной его тяжелейшего состояния был хронический фиброзный панкреатит (воспаление поджелудочной железы).  — Из-за обострения этого заболевания желчный проток был сдавлен, желчь накапливалась, сильно растягивая печень и желчный пузырь, — рассказывает хирург-гепатолог, профессор кафедры хирургии Винницкого национального медицинского университета имени Н. Пирогова, руководитель Винницкого областного центра хирургии печени, желчных путей и поджелудочной железы доктор медицинских наук Тарас Кадощук.  — Впрочем, даже больной желчный пузырь какое-то время справлялся бы с тем, чтобы сделать желчь менее концентрированной, но, когда его по ошибке удалили, желтуха начала быстро прогрессировать, у пациента появились сильные боли, отказала печень. Организм фактически стал самоотравляться желчью. К счастью, пациенту вовремя провели жизнеспасающую операцию — сформировали желчный проток. Мужчина чувствует себя нормально и говорит, что иметь хорошее здоровье — это счастье. В суд на врача, который удалил ему желчный пузырь, он подавать не будет.  — Бог ему судья, — говорит Иван Кириленко.  — Вот только хотелось бы пожелать, чтобы впредь он был более внимательным при выполнении своих служебных обязанностей.  — К сожалению, за последние двадцать лет мне и моим коллегам пришлось сделать в центре около семисот операций, связанных с ошибками других врачей, — говорит Тарас Кадощук.

«Наверное, вы залежались на больничной койке», — говорили врачи мужчине, жаловавшемуся на боли

- Уже через неделю после удаления желчного пузыря у меня появилась острая боль в спине, пожелтели кожа и склеры глаз, — с грустью вспоминает Иван Семенович.  — Хирург в поликлинике, у которого я наблюдался, успокоил: мол, по его части никаких проблем нет. А терапевт предположил, что это неврологические боли, и даже пошутил: «Наверное, вы залежались на больничной койке». Мне прописали лечение травами, оливковым маслом. Я старательно выполнял назначения врачей, но, увы, боль не утихала, а желтуха усиливалась с каждым днем, мучил сильный зуд, одолевала ужасная слабость. Я так сильно исхудал, что знакомые просто не узнавали меня.  — К сожалению, врачи ошиблись, поставив пациенту диагноз желчно-каменная болезнь только на основании результатов УЗИ, — говорит Тарас Кадощук.  — Они недостаточно обследовали больного, не обратили внимания на то, что у него не было характерных приступов, которыми обычно сопровождается болезнь: острая боль в правом подреберье, распространяющаяся под лопатку, ключицу. Мужчина страдал хроническим фиброзным панкреатитом и ему требовалось совершенно другое лечение. Повышенной температурой организм больного сигнализировал о застое инфицированной желчи, которая стала причиной воспаления печени, сказалась на работе сердца, почек и других жизненно важных органов. Болевой синдром усиливался из-за того, что расширились протоки печени. Оливковое масло и отвары желчегонных трав, которые посоветовал врач, лишь усугубили ситуацию.

«Водопровод» для желчи

Для спасения жизни пациента хирурги применили разработанную ими реконструктивно-восстановительную операцию, создав для желчи своеобразный «водопровод». На повторную операцию Иван Семенович отважился не сразу. Но, как оказалось, другого выхода не было. Больного госпитализировали в клинику в тяжелейшем состоянии: показатели билирубина (белка) в крови в десятки раз превышали норму, мужчина уже не мог ходить.  — Чтобы сформировать анастомоз и направить желчь в кишечник, приходилось продвигаться буквально по миллиметру, иначе можно было повредить органы, которые частично срослись между собой из-за спаечного процесса, начавшегося после удаления желчного пузыря, — объясняет Тарас Кадощук.  — Печень у больного была очень увеличена, а внепеченочный проток достигал 5 сантиметров, тогда как в норме он должен быть 7-8 миллиметров! При вскрытии из него начала выходить так называемая белая желчь. Это означало, что печень не работала. Ее функции в какой-то мере пытались выполнять почки — согласно известному закону взаимной компенсации органов, открытому еще российским ученым-физиологом Иваном Павловым. В результате у больного наступила острая печеночно-почечная недостаточность — состояние, опасное для жизни. Но, к счастью, нам удалось спасти этого пациента.

«Любимую жареную и острую пищу пока не ем»

- Очнувшись в реанимации, я удивился, что привычных болей в животе нет. Хотелось пить, есть,  — улыбается Иван Семенович.  — Но с этим пришлось подождать, чтобы не навредить себе. Я отказывался от обезболивающего, ведь раньше приходилось терпеть значительно худшую боль. Через несколько дней врачи увидели, что печень вновь начала выделять желчь. Это был признак того, что она заработала.  — Чтобы очистить кровь от ядов, больному провели комплексную терапию, в том числе плазмофорез, — рассказывает заведующий реанимационным отделением Винницкой районной больницы Владимир Чеботарев.  — У пациента восстановились обменные процессы, нормализовалась деятельность сердечно-сосудистой системы, печени, почек. Уже через шесть дней после интенсивного послеоперационного лечения мужчина начал вставать и ходить. Спустя несколько месяцев после операции Иван Семенович вернулся на работу  — не привык сидеть дома. Говорит, что чувствует себя хорошо и совершенно забывает о том, что еще недавно у него было мало шансов выжить. Правда, активно двигаясь, все еще ощущает слабость.  — Придерживаюсь диеты, чтобы не было осложнений: не ем любимую когда-то острую, жареную, печеную пищу и копчености. Чувствую себя так, будто заново родился, — говорит Иван Кириленко.  — Я безмерно благодарен научным сотрудникам кафедры хирургии Винницкого медуниверситета, расположенной на базе Винницкой районной больницы — они сумели исправить ошибку коллеги, которая могла стоить мне жизни.